Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 445764-8 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке"
Досье на проект федерального закона
На основании договоренностей, достигнутых между Президентом Российской Федерации и Президентом Киргизской Республики, 29 марта 2023 г. в городе Бишкеке подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке (далее соответственно - Соглашение, Школы).
Целью Соглашения является закрепление условий и порядка строительства, создания и функционирования девяти совместных Школ с обучением на русском языке, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами Российской Федерации в качестве обязательных, а также государственными образовательными стандартами Киргизской Республики.
Проектная мощность Школ составит 1224 ученических места каждая.
Учредителями Школ выступают Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство образования и науки Киргизской Республики.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации, поскольку содержит иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Таможенным кодексом Евразийского экономического союза в части ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров (материалов, оборудования, машин и механизмов) без применения в отношении указанных товаров таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин и налогов.
В частности, статьей 5 Соглашения предусматривается, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров (материалов, оборудования, машин и механизмов) осуществляется в первоочередном порядке без применения в отношении указанных товаров таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин и налогов, перечисленных в статьей 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
В этой связи разработан проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке" (далее - проект федерального закона).
Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке" станет правовой основой, необходимой для создания соответствующей инфраструктуры обеспечения деятельности Школ с целью реализации образовательной деятельности в соответствии с российскими и киргизскими образовательными стандартами, а также укрепления и развития двухсторонних отношений, дружбы и взаимопонимания между народами обеих стран.
Реализация указанного закона не повлияет на достижение целей каких-либо государственных программ Российской Федерации. Проекты постановления Правительства Российской Федерации и федерального закона не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация федерального закона не повлечет социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке" (далее - проект федерального закона, Соглашение, Школы) потребует выделение дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на строительство и обеспечение функционирования Школ.
В Соглашении закрепляются условия строительства, создания и функционирования девяти Школ с проектной мощностью 1224 ученических места каждая.
В частности, на основании пункта 15 статьи 7 Соглашения предусмотрено, что Российская сторона осуществляет финансовое обеспечение деятельности Школ путем предоставления средств федерального бюджета Школам, включая оплату труда и повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководителей и педагогических работников Школ, а также оплату труда инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, обеспечение Школ учебной литературой и учебно-методическими комплектами для реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами Российской Федерации.
Кроме того, Российская сторона несет расходы:
связанные с осуществлением текущего и капитального ремонта Школ, включая бассейновые комплексы;
эксплуатационные, включая техническое обслуживание оборудования и инженерных систем, за исключением эксплуатационных расходов и технического обслуживания оборудования и инженерных систем бассейновых комплексов;
связанные с благоустройством земельных участков, переданных Школам в постоянное (бессрочное) пользование;
связанные с проживанием на территории Киргизской Республики педагогических работников Школ, являющихся гражданами Российской Федерации и направляющихся из Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности в Школах, их транспортные расходы по проезду от места фактического проживания до места выполнения работ и обратно;
на бесплатное горячее питание для обучающихся младших классов.
Запуск образовательной деятельности в Школах будет осуществлен поэтапно с введением в эксплуатацию по три совместные Школы ежегодно, начиная с сентября 2026 года.
Ориентировочный объем финансового обеспечения строительства школ:
2023 год - 15 578 тыс. долларов США;
2024 год - 99 032 тыс. долларов США;
2025 год - 116 196 тыс. долларов США;
2026 год - 105 796 тыс. долларов США;
2027 год - 57 582 тыс. долларов США.
Итого: 394 183 тыс. долларов США.
При этом точный объем финансирования строительства Школ может быть определен только по результатам инженерных изысканий, экспертизы проектно-сметной документации и результатов конкурсных процедур по отбору подрядных организаций в части обеспечения ввода Школ в эксплуатацию.
Ориентировочный объем финансового обеспечения Школ:
2026 год - 286 972,94 тыс. рублей на 3 новые Школы по 960 учеников с расходами на запуск образовательного процесса;
2027 год - 1 078 766,6 тыс. рублей на 3 новые школы по 960 учеников с расходами на запуск образовательного процесса и 3 действующих школ на 1080 учеников;
2028 год - 2 027 037,79 тыс. рублей на 3 новые школы по 960 учеников с расходами на запуск образовательного процесса, 3 действующие школы на 1080 учеников и 3 действующие школы на 1152 ученика.
Ориентировочный объем годового финансирования одной школы с полной заполняемостью (1224 ученика) с 2030 года составляет 364 247,45 тыс. рублей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.