Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - законопроект) разработан в целях установления необходимого законодательного регулирования дистанционной торговли товарами с использованием цифровых платформ (маркетплейсов).
Серия происходящих в 2022 - 2023 годах событий, связанных с действиями владельцев платформ в отношении их партнеров, сотрудников и потребителей, которые активно освещались в СМИ и разрешались при участии депутатов Государственной Думы, показали несовершенство действующей системы регулирования отрасли электронной коммерции.
Центральное место цифровых платформ (маркетплейсов) занимает заключение и (или) помощь в заключении договора купли-продажи между продавцом и потребителем. Правоотношения, возникающие между сторонами договора купли-продажи товара, регламентированы Законом "О защите прав потребителей" от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ (далее - ЗЗПП) и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 2463 (далее - Правила продажи товаров).
Однако в практике отечественных маркетплейсов реализуется принцип не только информационного посредничества, но и фактического комиссионирования (агентирования), а как следствие - и несение ответственности за достоверность размещенной на агрегаторе информации о товаре. Однако ни действующие нормы отечественного законодательства, ни внутренние правила маркетплейсов не обязывают платформы электронной коммерции гарантировать достоверность представленных сведений о товаре, а также не предоставляют потребителю возможность выбора адресата предъявляемых претензий в случаях, если в силу недостоверной информации о товаре его потребительские права были нарушены.
Настоящий законопроект восполняет данный пробел и вводит дополнительные гарантии защиты потребительских прав.
В рамках мониторинга, проведенного Минпромторгом России и опубликованного в апреле 2021 г., было выделено сразу несколько основных проблемных вопросов во взаимоотношениях между онлайн-платформами и продавцами (исполнителями). Среди них:
- возможность внесения изменений в договоры со стороны онлайн-платформ в одностороннем порядке;
- размер комиссии может быть изменен в одностороннем порядке, и т.д.
Сюда же относятся порядок выставления штрафов, выставляемых маркетплейсами, что в свою очередь привело к обширной судебной практике (свыше 2000 дел в отношении рассматривается арбитражными судами Москвы и Московской области).
Часть проблем напрямую вытекает из соглашений между онлайн-платформами и бизнес-пользователями. Как и в случае с традиционной торговлей у онлайн-платформ имеется большая рыночная сила, которую они могут применять для установления несправедливых условий по отношению к бизнес-пользователям.
Правоприменительная практика обязывает стороны исходить из недопущения злоупотреблений правом сильной стороны. Однако, положений законодательства, императивно устанавливающих такие нормы с точки зрения способов их применимости к специфической отрасли дистанционной торговли на текущий момент не принято. Между тем, потенциальные злоупотребления отсутствием регулирования так или иначе затрагивают не менее 150 тыс. субъектов МСП, а также влияют более чем 3 млн граждан, задействованных в сфере электронной коммерции.
Предлагаемый законопроект вводит определения цифровых платформ (маркетплейсов), и участников отношений с ними - поставщиков и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ).
Устанавливаются особенности изменения и прекращения договора с учетом специфики электронной коммерции (условия договоров могут пересматриваться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год; не менее чем за 30 календарных дней стороны обязуются уведомлять о намерении изменить условия договоров и (или) заключить новый договор).
Вводится порядок применения договорных неустоек (штрафов маркетплейсов) в отношении контрагентов - обязательное направление в адрес продавца товара и (или) владельца ПВЗ мотивированного письменного уведомления о принятии решения о наложении штрафных санкций и (или) иных удержаний. Также устанавливается заперт на одностороннее ограничение доступа к личному кабинету продавца товара и (или) владельца ПВЗ.
Устанавливается запрет на продажу собственных товаров маркетплейсов с оборотом более 150 млрд. рублей., если аналогичные товары уже представлены на маркетплейсе.
Законопроект не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.