Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в пункт 6 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие исключение из него указания на то, что субъектом данной нормы являются только заемщики, имеющие статус юридического лица.
Данный проект федерального закона подготовлен во взаимосвязи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", предусматривающим, в частности, условия для привлечения инвестиций физических лиц, а также условия для оказания услуг по привлечению инвестиций указанных лиц, и проектами федеральных законов по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающих ответственность за осуществление деятельности по привлечению инвестиций физических лиц и по оказанию услуг по привлечению инвестиций указанных лиц, лицами, не имеющими права на осуществление такой деятельности.
Необходимость своевременного принятия указанного законопроекта обусловлена тем, что в настоящее время на территории Российской Федерации происходит активизация деятельности организаций по привлечению денежных средств или иного имущества физических лиц, при котором выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объемах, сопоставимых с объемами привлеченных денежных средств и (или) иного имущества (далее - финансовые пирамиды).
Одновременно необходимо отметить, что прослеживается тенденция к росту числа финансовых пирамид, создающихся без образования юридического лица и существующих в форме так называемых "интернет-проектов", которые обладают совокупностью следующих признаков:
- деятельность осуществляется исключительно в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет);
- отсутствуют представительства (офисы) как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами;
- связь с представителем "интернет-проекта" возможна исключительно посредством сети Интернет или телефона;
- отсутствует возможность установить идентификационные данные организатора деятельности "интернет-проекта".
Следует отметить, что за период с января 2018 года по ноябрь 2022 года в Банк России поступило более 6 000 обращений граждан с жалобами на деятельность компаний с признаками финансовой пирамиды, а с учетом коллективных жалоб, в которых содержится информация о массовых потерях граждан, количество пострадавших составило более 8 тыс. человек. Ущерб, понесенный ими, согласно данным обращениям, составляет более 4,5 млрд руб. По данным официальной статистики правоохранительных органов ущерб от деятельности финансовых пирамид составил в 2018 - 2019 году 10,8 млрд руб. Согласно экспертной оценке специалистов Банка России потенциальный ущерб от деятельности финансовых пирамид может составлять десятки миллиардов рублей (оценочно 35-37 млрд руб.), количество потенциальных пострадавших - более 100 тысяч человек. При этом приводимые цифры не являются исчерпывающими.
В этой связи, принимая во внимание то, что деятельность финансовых пирамид оказывает негативное влияние на российский финансовый рынок, может повлечь потерю денежных средств значительной части населения, а также подрывает доверие граждан к финансовым инструментам и имеет негативный социально-экономический эффект, а также в целях противодействия деятельности финансовых пирамид полагаем целесообразным распространить действие нормы пункта 6 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации на всех потенциальных заемщиков, вне зависимости от того, имеют ли они статус юридического лица или нет.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в пункт 6 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в пункт 6 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в пункт 6 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в пункт 6 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.