Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 447146-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 5 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", направленные на исключение возможности потребительских обществ привлекать заемные средства от других лиц, кроме пайщиков.
Также законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", устанавливающие, в частности, условия для привлечения инвестиций физических лиц, а также условия для оказания услуг по привлечению инвестиций указанных лиц. Законопроектом, в частности, предусматривается возможность публичного привлечения инвестиций физических лиц только посредством встречного предоставления физическим лицам ценных бумаг, предусмотренных Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и (или) Федеральным законом "Об инвестиционных фондах" и (или) Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", либо если право лиц на привлечение инвестиций физических лиц предусмотрено федеральными законами. При этом устанавливается круг лиц (в частности, кредитные организации, некредитные организации, эмитенты) которые могут оказывать услуги по публичному привлечению инвестиций физических лиц.
Необходимость своевременного принятия указанного законопроекта обусловлена тем, что в настоящее время на территории Российской Федерации происходит активизация деятельности организаций по привлечению денежных средств или иного имущества физических лиц, при котором выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объемах, сопоставимых с объемами привлеченных денежных средств и (или) иного имущества (далее - финансовые пирамиды).
Деятельность финансовых пирамид оказывает негативное влияние на российский финансовый рынок, может повлечь потерю денежных средств значительной части населения, а также подрывает доверие граждан к финансовым инструментам и имеет негативный социально-экономический эффект.
За период с января 2018 года по ноябрь 2022 года в Банк России поступило более 6 000 обращений граждан с жалобами на деятельность компаний с признаками финансовой пирамиды, а с учетом коллективных жалоб, в которых содержится информация о массовых потерях граждан, количество пострадавших составило более 8 тыс. человек. Ущерб, понесенный ими, согласно данным обращениям, составляет более 4,5 млрд руб. По данным официальной статистики правоохранительных органов ущерб от деятельности финансовых пирамид составил в 2018 - 2019 году 10,8 млрд руб. Согласно экспертной оценке специалистов Банка России потенциальный ущерб от деятельности финансовых пирамид может составлять десятки миллиардов рублей (оценочно 35-37 млрд рублей), количество потенциальных пострадавших - более 100 тысяч человек. При этом приводимые цифры не являются исчерпывающими.
Одновременно необходимо отметить, что прослеживается тенденция к росту числа финансовых пирамид, создающихся без образования юридического лица и существующих в форме так называемых "интернет-проектов", которые обладают совокупностью следующих признаков:
- деятельность осуществляется исключительно в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет);
- отсутствуют представительства (офисы) как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами;
- связь с представителем "интернет-проекта" возможна исключительно посредством сети Интернет или телефона;
- отсутствует возможность установить идентификационные данные организатора деятельности "интернет-проекта".
Также значительное количество финансовых пирамид осуществляют свою деятельность в статусе потребительских обществ, реализуя установленное законодательством Российской Федерации право привлекать денежные средства не только пайщиков, но и иных лиц.
Всего за 2015 - 2022 годы Банком России зафиксирована деятельность около 3500 организаций и интернет-проектов, имеющих признаки финансовой пирамиды. При этом в 2015 году Банком России выявлено 200 финансовых пирамид, в 2016 - 180, в 2017 - 137, 2018 - 168, 2019 - 237, 2020 - 222, за 2021 год - 871, за 9 месяцев 2022 года -1481.
В настоящее время отсутствие статуса финансовой организации не является ограничением для осуществления деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества граждан. Кроме того, действующее законодательство Российской Федерации не содержит условий, при соблюдении которых является допустимым привлечение инвестиций физических лиц и оказание услуг по привлечению инвестиций указанных лиц.
Таким образом, противодействие деятельности финансовых пирамид не может быть достаточно эффективным ввиду отсутствия законодательных ограничений на привлечение денежных средств и (или) иного имущества граждан.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.