Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 447226-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования регулирования деятельности по привлечению инвестиций физических лиц.
Законопроект разработан во взаимосвязи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", предусматривающим, в частности, условия для привлечения инвестиций физических лиц, а также условия для оказания услуг по привлечению инвестиций указанных лиц. Указанным законопроектом, в частности, предусматривается возможность публичного привлечения инвестиций физических лиц только посредством встречного предоставления физическим лицам ценных бумаг, предусмотренных Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и (или) Федеральным законом "Об инвестиционных фондах" и (или) Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", либо если право лиц на привлечение инвестиций физических лиц предусмотрено федеральными законами. При этом устанавливается круг лиц (в частности, кредитные организации, некредитные организации, эмитенты) которые могут оказывать услуги по публичному привлечению инвестиций физических лиц.
За период с января 2018 года по ноябрь 2022 года в Банк России поступило более 6 000 обращений граждан с жалобами на деятельность компаний с признаками финансовой пирамиды, а с учетом коллективных жалоб, в которых содержится информация о массовых потерях граждан, количество пострадавших составило более 8 тыс. человек. Ущерб, понесенный ими, согласно данным обращениям, составляет более 4,5 млрд руб. По данным официальной статистики правоохранительных органов ущерб от деятельности финансовых пирамид составил в 2018 - 2019 году 10,8 млрд руб. Согласно экспертной оценке специалистов Банка России потенциальный ущерб от деятельности финансовых пирамид может составлять десятки миллиардов рублей (оценочно 35-37 млрд руб.), количество потенциальных пострадавших - более 100 тысяч человек. При этом приводимые цифры не являются исчерпывающими.
Всего за 2015 - 2022 годы Банком России зафиксирована деятельность около 3500 организаций и интернет-проектов, имеющих признаки финансовой пирамиды. При этом в 2015 году Банком России выявлено 200 финансовых пирамид, в 2016 - 180, в 2017 - 137, 2018 - 168, 2019 - 237, 2020 - 222, за 2021 год - 871, за 9 месяцев 2022 года - 1481.
В целях противодействия и пресечения незаконной деятельности по привлечению инвестиций физических лиц законопроектом предлагается закрепить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за осуществление деятельности по привлечению инвестиций физических лиц и по оказанию услуг по привлечению инвестиций указанных лиц, лицами, не имеющими права на осуществление такой деятельности, если такие действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Санкцией части 1 проектируемой нормы (незаконное оказание услуг по привлечению инвестиций физических лиц) предусматривается наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток. Санкцией части 2 проектируемой нормы (незаконное привлечение инвестиций физических лиц) предусматривается наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Законопроектом для проектируемых составов административных правонарушений предлагается установить годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Компетенцию по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении лиц, нелегально осуществляющих деятельность по привлечению инвестиций физических лиц и оказывающих услуги по привлечению инвестиций указанных лиц, предлагается закрепить за органами внутренних дел (полиции), а компетенцию по рассмотрению указанных дел за судьями мировых судов или в случае составления протокола по результатам административного расследования - районных судов.
Законопроект соответствует положениям Договора о ЕАЭС, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроектом не предусматриваются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.