Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 447789-8 "О внесении изменений в статью 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - законопроект) предлагается предоставить гражданам право потребовать возврат денежных средств по договору образовательных услуг, информационно-консультационных услуг ("мотивационные курсы", "тренинги личностного роста", "бизнес тренинги", и т.д.) в случае оказания образовательных услуг или информационно-консультационных услуг ненадлежащего качества. Предлагается закрепить, что правила определения образовательных услуг или информационно-консультационных услуг ненадлежащего качества устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Актуальность законопроекта обусловлена возросшим количеством онлайн курсов ненадлежащего качества, после прохождения которых большинство потребителей этих курсов чувствуют себя обманутыми. Большое распространение и популярность в интернете получили так называемые "бизнес тренинги", "мотивационные курсы", "массовые тренинги личностного развития" и т.д. Более того, широко распространены так называемые марафоны желаний, и "дарящие осознанность" курсы, которые зачастую даже не оформляются какими-либо договорами об оказании услуг.
По разным оценкам экспертов, российский рынок онлайн курсов может достигать 100 миллиардов рублей. Только рынок бизнес-тренингов насчитывает порядка 500 тысяч специалистов, а объем этого сегмента рынка может достигать 10 миллиардов рублей в год. Оценить точно рынок массового "коучинга" и бизнес-тренингов, как и рынок онлайн курсов, в деньгах не представляется возможным, поскольку он крайне непрозрачный и достаточно закрытый. Много сделок совершается на уровне прямых договоренностей, которые никуда не выходят или даже проводятся через наличные. При этом указанная отрасль из года в года показывает рост, как в количестве потребителей, так и самих курсов.
Согласно социологическим опросам, 45% опрошенных граждан России знают о тренингах личностного роста. 18% слышали скорее отрицательные отзывы об этих курсах, а 25% слышали и положительные и отрицательные отзывы.
Онлайн курсы, которые оформляются как договоры об оказании информационно-консультационных услуг и проходят вне требований законодательства об образовании, могут быть дорогостоящими и заявляться именно как "образовательные курсы", хотя таковыми не являться. Многие люди вкладывают большие суммы денег в такие программы в надежде на улучшение своей жизни. Однако, как и в любой другой сфере, некоторые из этих онлайн курсов могут оказаться некачественными или даже мошенническими. Если онлайн курсы не несут образовательной ценности, их реклама не соответствует содержанию и заведомо не приносят заявленных образовательных результатов, потребители должны иметь возможность вернуть свои деньги.
В этой связи предложенный законопроектом механизм о предоставлении гражданам право потребовать возврат денежных средств по договору образовательных услуг или информационно-консультационных услуг образовательного характера в случае оказания таких услуг ненадлежащего качества является важным аспектом защиты прав потребителей и необходим для качественного развития индустрии онлайн-курсов.
Кроме этого, предоставление права на возврат денег за такие заведомо некачественные услуги укрепит доверие потребителей к индустрии онлайн образования в целом. Когда потребители знают, что они могут вернуть свои деньги в случае недобросовестности поставщика курсов, они с большей вероятностью будут покупать курсы, которые обещают им реальные результаты. Принятие законопроекта также будет стимулировать создателей онлайн-курсов повышать качество своих продуктов, а добросовестных преподавателей и образовательные платформы избавит от нечестной конкуренции. Когда поставщики контента знают, что их клиенты могут вернуть свои деньги, они будут более мотивированы создавать высококачественные курсы, которые действительно работают и формировать объективную рекламу о своих продуктах.
Законопроектом предлагается установить, что правила определения образовательных услуг и информационно-консультационных услуг ненадлежащего качества устанавливаются Правительством Российской Федерации, поскольку без нормативно закрепленных критериев может последовать неоднозначная правоприменительная практика. Среди таких критериев могут быть, например, несоответствие полученных знаний обещанном результату, плагиат, большое количество жалоб и судебных исков от потребителей услуг к конкретной организации и т.п.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не находятся.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребует принятия Постановление Правительства Российской Федерации в целях установления правил определения образовательных услуг и информационно-консультационных услуг ненадлежащего качества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.