Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 448558-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" в целях предоставления отсрочки перехода на систему финансирования медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования до конца 2024 года, а также определения источника финансового обеспечения оказания медицинской помощи на территориях новых регионов.
Законопроект предусматривает изменение сроков реализации отдельных положений статьи 5 Федерального закона от 17 февраля 2023 г. N 16-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", в целях формирования проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" с учетом данных изменений.
Законопроектом предусматривается положение о возможности в 2024 году устанавливать нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области иной срок подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - реестр), чем тот, который установлен частью 2 статьи 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", что позволит включать в реестр медицинские организации новых регионов по мере их готовности и необходимости.
Кроме того, вводится норма о порядке расчета страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в новых регионах в 2024 году с финансовым обеспечением за счет бюджетных ассигнований бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Законопроектом предусматривается положение о финансовом обеспечении в 2024 году оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, проживающим на территориях новых регионов, в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти названных субъектов Российской Федерации, а также в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти иных субъектов Российской Федерации, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования, за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования новых регионов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом устанавливается условие для предоставления указанных межбюджетных трансфертов - только после уплаты новыми регионами страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в установленный срок.
Порядок доведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования новых регионов средств до медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, и оплаты оказанной ими медицинской помощи будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
В случае недостаточности межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на вышеназванные цели, финансовое обеспечение оказания медицинской помощи застрахованным лицам на территориях новых субъектов будет осуществляется в 2024 году за счет бюджетных ассигнований бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, передаваемых в бюджеты соответствующих территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Законопроектом вводится норма, в соответствии с которой финансовое обеспечение оказания медицинской помощи, не входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также лицам, проживающим на территориях новых регионов, незастрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти данных регионов, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, сформированных, в том числе, за счет предоставления из федерального бюджета бюджетам данных регионов дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов указанных субъектов Российской Федерации.
Также законопроектом вводится норма о финансовом обеспечении расходов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, проживающим на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области) в медицинских организациях новых регионов за счет бюджетных ассигнований, указанных в пункте 2 части 6 статьи 26 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Законопроект не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых или иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" будет осуществляться за счет источников, установленных статьей 5 Федерального закона от 17 февраля 2023 г. N 16-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", что потребует планирование на 2024 год соответствующих бюджетных ассигнований в бюджетах Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил финансового обеспечения оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти иных субъектов Российской Федерации в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования".
Целью указанного постановления будет являться утверждение правил финансового обеспечения оказания медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам, проживающим на территориях новых регионов. Указанное постановление будет регулировать правоотношения, возникающие при направлении из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования новых регионов межбюджетных трансфертов в целях финансового обеспечения оказания медицинской помощи. Разработка указанного постановления будет осуществляться Минздравом России в срок до 31 декабря 2023 г.;
постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил финансового обеспечения расходов за медицинскую помощь, оказанную в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, проживающим в иных субъектах Российской Федерации".
Целью указанного постановления будет являться утверждение правил финансового обеспечения расходов за оказанную медицинскую помощь застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам, проживающим в иных субъектах Российской Федерации (за исключением новых регионов), в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. Указанное постановление будет регулировать правоотношения, возникающие при возмещении расходов за оказанную медицинскую помощь между новыми регионами и иными субъектами Российской Федерации. Разработка указанного постановления будет осуществляться Минздравом России в срок до 31 декабря 2023 г;
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Порядка доведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области бюджетных ассигнований до медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, и оплаты оказанной данными медицинскими организациями медицинской помощи".
Принятие вышеуказанных постановлений и приказа необходимо для регулирования правоотношений, возникающих при необходимости финансового обеспечения медицинской помощи в условиях отсутствия полноценно функционирующей системы обязательного медицинского страхования на территориях новых регионов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.