Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 449426-8 "О внесении изменения в статью 121 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона Федерального закона "О внесении изменения в статью 121 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях признания права на получение гарантий и компенсаций, исходя из особых условий труда.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам утверждены Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (Далее - Методика).
В соответствии с пунктом 17 Методики при проведении специальной оценки условий труда рабочих мест комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящих специальную оценку труда, а также иных лиц. Условия труда таких рабочих мест относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятие этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Аналогичные положения закреплены в статье 12 Федерального закона от 28.12.2023 N 426-ФЗ "О специальной оценки условий труда".
В соответствии с п. 93 Методики итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте устанавливается по наиболее высокому классу (подклассу) вредности и (или) опасности одного из имеющихся на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.
Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействует вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни, воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обуславливается высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценки условий труда").
Содержащиеся в части 5 статьи 14 ФЗ N 426-ФЗ определение опасных условий труда корреспондирует с понятием "опасный производственный фактор", сформулированным в статье 209 ТК РФ: опасным производственным фактором является фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.00202014 "Система стандартов безопасности труда. Термины и определения" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 октября 2015 года N 1570-ст) определяет травму как повреждение анатомической целостности организма или нормального его функционирования, как правило, происходящего внезапно.
Таким образом, опасные условия труда могут привести к повреждению здоровья либо смерти независимо от продолжительности их воздействия на организм работника.
В этой связи к фактически отработанному во вредных и (или) опасных условиях труда времени в целях исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, следует относить рабочее время, в течение которого работник выполнял обязанности согласно трудовому договору на рабочем месте, на котором установлены вредные и (или) опасные условия труда, в него не включаются периоды временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, обучения (повышения квалификации) и другие периоды, когда работник фактически не работал.
Судебная практика показывает, что работодатель по некоторым профессиям (работникам, в частности пожарным), при наличии опасных условий труда на основании части 3 статьи 121 ТК РФ неправильно трактует данную норму и отказывает в предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, и работникам приходится отстаивать свои законные права.
Законопроектом предлагается дополнить статью 121 ТК РФ новой частью, которая устанавливает, что под фактически отработанным временем в соответствующих условиях в целях исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в настоящей статье понимается время, в течение которого работник выполнял обязанности согласно трудовому договору на рабочем месте, на котором установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 121 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 121 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 121 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 121 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.