Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 449499-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - законопроект) разработан в целях снижения необоснованных затрат и административных барьеров при осуществлении предприятиями промышленного сектора экономики деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов и с учетом приоритетных направлений государственной политики в области промышленной безопасности, определенных в Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2018 N 198 (далее - Основы).
Одним из предлагаемых законопроектом нововведений, направленных на снижение необоснованных затрат и административных барьеров при осуществлении деятельности на промышленных объектах, является создание правовой возможности установления индивидуальных требований промышленной безопасности в обосновании безопасности опасного производственного объекта не только при его строительстве или реконструкции, но также при техническом перевооружении опасного производственного объекта и капитальном ремонте линейного объекта. Реализация данного положения законопроекта позволит исключить ситуации вынужденного (искусственного) проведения реконструкции опасных производственных объектов эксплуатирующими их организациями в случаях объективной необходимости установления индивидуальных требований промышленной безопасности для таких объектов без существенного изменения их технических характеристик, в том числе конструктивных. Также уточняются отдельные требования к порядку представления обоснования безопасности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В целях развития культуры промышленной безопасности, осознания личной ответственности за состояние промышленной безопасности на опасном производственном объекте и формирования нетерпимого отношения к нарушениям требований промышленной безопасности законопроектом предлагается определить понятие руководителя организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, и с учетом множественности существующих форм управления юридическими лицами предусмотреть, что к таковым относится либо единоличный исполнительный орган юридического лица (или непосредственно индивидуальный предприниматель), либо - когда функции единоличного исполнительного органа юридического лица осуществляет управляющая организация - уполномоченное должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности в юридическом лице, непосредственно осуществляющем эксплуатацию опасного производственного объекта. Предлагаемое понятие соответствует определению должностного лица, установленному в примечании к статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законопроектом уточняется перечень оснований для переработки деклараций промышленной безопасности. Актуализация деклараций в случае изменения технологических процессов на объекте проводится параллельно с разработкой новой или внесением изменений в существующую проектную документацию (документацию на техническое перевооружение), которая проходит предусмотренные законодательством обязательные экспертизы. Также необходимо учитывать, что не любое изменение требований промышленной безопасности должно автоматически приводить к затратному процессу переработки действующей декларации промышленной безопасности. Обоснованным будет являться указание в Законе на необходимость переработки декларации в случае изменения только тех требований, которые касаются аспектов безопасности, рассматриваемых в конкретной декларации.
С учетом положительной практики применения установленных Правительством Российской Федерации в 2020 - 2022 годах особенностей разрешительных режимов в области промышленной безопасности, законопроектом предлагается увеличить срок первичной аттестации по вопросам промышленной безопасности с одного до трех месяцев.
Кроме того, законопроектом предусматривается установление более гибкого подхода к оценке добросовестности эксплуатирующих организаций, учитываемой при планировании проверок, что даст возможность разделить конкретные критерии добросовестности по разным временным периодам и обеспечить реализацию принципа стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований, установленного Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В целом законопроектом предлагается ряд взвешенных регуляторных решений, устанавливающих оптимальный баланс между предъявляемыми к деятельности соответствующих организаций требованиями промышленной безопасности и их добросовестными коммерческими интересами, что направлено на реализацию закрепленных в Основах принципов государственной политики в области промышленной безопасности.
Реализация положений законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, при этом позволит снизить избыточную административную нагрузку на них, а также приведет к сокращению расходов таких субъектов, связанных с соблюдением требований промышленной безопасности без снижения уровня безопасности на эксплуатируемых опасных производственных объектах.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Особый порядок вступления в силу (с 1 марта 2024 года) предлагаемого федерального закона предусмотрен с учетом требований Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и в связи с необходимостью приведения подзаконных нормативных правовых актов в соответствие с ним.
В законопроекте учтены замечания, изложенные в заключении Правительства Российской Федерации от 1 июня 2023 г. N 3105-П51.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Принятие проекта федерального закона потребует внесения изменений в приказ Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. N 306 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта".
Основание - пункты 1 и 2 статьи 1 законопроекта (абзац седьмой статьи 1, пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в редакции проекта федерального закона).
Цель - определение требований к обоснованию безопасности опасного производственного объекта при техническом перевооружении, капитальном ремонте линейного объекта.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.