Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 450825-8 "О внесении изменений в статью 39.7 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 39.7 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" (далее - законопроект) разработан в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 16 января 2019 г. N Пр-45 в целях установления размера арендной платы за использование земельных участков для всех уровней государственной и муниципальной власти на основе общих принципов и прозрачных механизмов.
Согласно действующей редакции пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. При этом указанной нормой установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
По общему правилу, установленному положениями пунктов 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается нормативным правовым актом соответствующего органа власти и определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Основные принципы).
Из указанных положений Земельного кодекса следует, что в целях определения порядка расчета размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также государственная собственность на которые не разграничена, применение кадастровой стоимости не обязательно. Порядок расчета размера арендной платы основывается на соблюдении Основных принципов с учетом методических рекомендаций по их применению, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 г. N 710.
В настоящее время арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определяется:
на основании кадастровой стоимости земельных участков;
в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Таким образом, действующим законодательством установлен разный подход к определению размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Отсутствие единой методики определения размера арендной платы за земельные участки на всей территории Российской Федерации, устанавливающей размер арендной платы для всех уровней государственной и муниципальной власти на основе общих принципов и прозрачных механизмов, ведет к правовой неопределенности в данном вопросе, трудностям в расчете арендной платы, в связи с чем замедляется вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков на правах аренды, что приводит к неэффективному использованию таких земельных участков.
Законопроектом предлагается внести в статью 39.7 Земельного кодекса изменение, в соответствии с которым арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Законопроектом предусмотрены положения, исключающие применение единого подхода определения арендной платы в случае предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона, принимая во внимание, что размер арендной платы земельного участка в указанном случае будет определяться по результатам такого аукциона, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом (например, Федеральный закон от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Вопросы, касающиеся кадастровой стоимости, в настоящее время регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЭ).
В связи с этим законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон N 237-ФЗ в части уточнения целей определения кадастровой стоимости.
Переход исключительно на использование кадастровой стоимости для расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, целесообразно осуществить не ранее 1 января 2026 г. с учетом необходимости внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также в акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, регулирующие вопросы расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности публично-правовых образований.
В связи с этим законопроектом установлен срок его вступления в силу с 1 января 2026 г.
В ходе подготовки законопроекта Росреестром в заинтересованные органы исполнительной власти и субъекты Российской Федерации направлялись запросы о представлении позиции в отношении планируемых изменений законодательства, предусматривающих установление кадастровой стоимости в качестве единой основы для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, с исключением иных подходов к такому расчету, не основанных на применении кадастровой стоимости.
Субъекты Российской Федерации поддержали подход, предусмотренный законопроектом.
Также в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 622-СФ "О приоритетных направлениях деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить переход на определение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования) о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 39.7 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 39.7 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" не потребуют выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 39.7 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 39.7 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 39.7 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 39.7 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" (далее - законопроект) потребует: 1) внесения изменений:
в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582);
в постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Постановление N 264).
Обоснование необходимости подготовки и краткое описание проектов постановлений: учитывая, что законопроектом предлагается установить единую методику определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на всей территории Российской Федерации на основании кадастровой стоимости земельного участка, потребуется внесение изменений в Постановление N 582, предусматривающее разные подходы к определению размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и в Постановление N 264, предусматривающее установление размера арендной платы на основании утвержденных Минфином России по согласованию с Минтрансом России ставок арендной платы.
Срок подготовки - до 1 января 2026 г.
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минфин России, Росимущество, Минтранс России, Управление делами Президента Российской Федерации;
2) признания утратившими силу следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
приказа Минэкономразвития России от 4 декабря 2006 г. N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации";
приказа Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. N 626 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования";
приказа Минэкономразвития России от 14 января 2011 г. N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов";
приказа Минэкономразвития России от 26 октября 2011 г. N 597 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов";
приказа Минэкономразвития России от 24 апреля 2012 г. N 224 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов космической инфраструктуры (за исключением районов падения отделяющихся частей космических объектов)";
приказа Минэкономразвития России от 1 марта 2013 г. N 109 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта";
приказа Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 г. N 710 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582";
приказа Минэкономразвития России от 6 сентября 2018 г. N 478 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных на территории Российской Федерации и предоставленных без проведения торгов для размещения нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов".
Обоснование необходимости подготовки и краткое описание проектов приказов: учитывая, что законопроектом предлагается установить единую методику определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на всей территории Российской Федерации на основании кадастровой стоимости земельного участка, а также принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 5 Постановления N 582 до утверждения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ставок арендной платы, предусмотренных пунктом 3 Постановления N 582, арендная плата в отношении земельных участков, указанных в пункте 5 Правил, определяется в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации по состоянию на дату вступления в силу Постановления N 582, потребуется признание утратившими силу приказов Минэкономразвития России, устанавливающих ставки арендной платы за земельные участки.
Срок подготовки - до 1 января 2026 г.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнители - Росреестр, Минфин России, Росимущество, Минтранс России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.