Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (далее - законопроект) предусматривается внесение изменений в статью 9 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), направленных на урегулирование отношений, связанных с внесением объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в качестве вкладов в уставный капитал акционерных обществ, имеющих статус гарантирующей организации в отношении соответствующих централизованных систем водоснабжения (водоотведения), 100 процентов акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности на момент принятия соответствующего решения.
В настоящее время статьей 9 Федерального закона N 416-ФЗ запрещены любые способы приватизации объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения (далее - объекты ВКХ), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе запрещено внесение таких объектов в уставный капитал акционерных обществ.
На практике в государственной и муниципальной собственности находится значительное количество объектов ВКХ. Настоящий законопроект направлен на решение проблемы, связанной с ростом числа таких объектов за счет:
выявляемых бесхозяйных объектов, обращаемых в государственную или муниципальную собственность;
безвозмездно передаваемых застройщиками в государственную или муниципальную казну после завершения строительства жилых кварталов объектов коммунальной инфраструктуры;
безвозмездно передаваемых иными собственниками в государственную или муниципальную казну объектов, в том числе при передаче из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципального образования;
строительства, модернизации или реконструкции объектов за счет бюджетных средств, в частности в рамках программ реновации и комплексных программ по реконструкции и модернизации городской инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
При этом установленная законодательством процедура обращения бесхозяйного объекта в муниципальную (государственную) собственность не предусматривает обязанности органа местного самоуправления (органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения) или суда по сбору сведений о том, кем был создан бесхозяйный объект.
Случаи отказа собственников от права собственности на объекты ВКХ с последующим обращением их в муниципальную (государственную) собственность крайне редки. Статистика по доле бесхозяйных объектов ВКХ, ранее фактически находившихся в частной собственности, отсутствует (не ведется).
При этом количество бесхозяйных сетей в целом является значительным, что обуславливает необходимость решения проблемы доприватизации объектов ВКХ.
Так, к примеру, в городе федерального значения Москве в настоящее время в стадии оформления находятся 8995 бесхозяйных объектов ВКХ, в том числе водопроводные и канализационные сети совокупной протяженностью более 1174 км.
При этом в ряде населенных пунктов статусом гарантирующих организаций наделены юридические лица, созданные в организационно-правовой форме акционерного общества, зачастую созданные в соответствии с законодательством о приватизации путем преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в акционерное общество, со 100-процентным государственным или муниципальным участием.
Так, к примеру, в городе федерального значения Москве в настоящее время сдаются в аренду гарантирующей организации 9514 объектов ВКХ, в том числе водопроводные и канализационные сети совокупной протяженностью более 1846 км.
С целью обеспечения эффективного управления объектами ВКХ, находящимися в государственной и муниципальной собственности, целесообразна передача таких объектов в эксплуатацию организациям, осуществляющим водоснабжение или водоотведение и наделенным статусом гарантирующих организаций в отношении соответствующих централизованных систем водоснабжения (водоотведения). Однако в связи с ограничениями, установленными статьей 9 Федерального закона N 416-ФЗ, объекты ВКХ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в эксплуатацию только по договору аренды. При этом возникают следующие отрицательные экономические эффекты:
дополнительные административные расходы публично-правового субъекта в части заключения и сопровождения договоров аренды;
дополнительные расходы эксплуатирующей (гарантирующей) организации по уплате арендной платы;
отсутствие у эксплуатирующей (гарантирующей) организации оснований для формирования источника восстановления объектов ВКХ вследствие естественного износа за счет начисления амортизации и, как результат, отсутствие источника для обновления.
Таким образом, положения статьи 9 Федерального закона N 416-ФЗ в части ограничения передачи объектов централизованных систем водоснабжения (водоотведения) косвенно влекут за собой дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, эксплуатирующей (гарантирующей) организации и потребителей, а также невозможность осуществления капитальных вложений в указанные объекты через инвестиционную программу.
Решением этой проблемы может стать точечное исключение из запрета на отчуждение объектов ВКХ, установленных частью 1 статьи 9 Федерального закона N 416-ФЗ, в части внесения таких объектов в качестве вкладов в уставные капиталы акционерных обществ, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности и являющихся при этом гарантирующими организациями, которые уже имеют в собственности подобные объекты, при условии соблюдения признаков, определенных законопроектом. Указанные признаки объектов ВКХ призваны более точно определить исключения, в том числе: безхозяйное имущество, оформленное в государственную или муниципальную собственность; объекты, ранее переданные такому акционерному обществу по договору аренды; объекты, построенные в рамках государственных программ, которые оформлены в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Основной экономический эффект от деприватизации объектов ВКХ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключается в формировании источника для финансирования мероприятий по реконструкции объектов инфраструктуры, в том числе по замене, реконструкции изношенных водопроводных и канализационных сетей, которые в настоящее время находятся в государственной или муниципальной собственности, в виде амортизации.
Следует отметить, что в указанном случае контроль государства или муниципального образования над объектами ВКХ не утрачивается, а сохраняется в опосредованной форме - в рамках реализации полномочий акционера по назначению единоличного исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета) по одобрению значимых сделок, а также в соответствии с запретом на последующее отчуждение. Обеспечение указанного контроля за надлежащей эксплуатацией объектов ВКХ, приватизированных в соответствии с проектируемыми условиями, наиболее полно и эффективно может быть осуществлено именно при передаче указанных объектов акционерным обществам, 100 процентов акций которых на момент принятия соответствующего решения о приватизации находятся в государственной или муниципальной собственности.
Дополнительно предлагается предусмотреть условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств в отношении передаваемых объектов ВКХ, которые должны содержаться в решении об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, и в качестве существенных условий в договоре купли-продажи акций соответствующего акционерного общества, с установлением обязанности включения указанных инвестиционных обязательств в инвестиционную программу акционерного общества, а также с установлением обязательного контроля за исполнением таких обязательств органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляемого в соответствии с действующим гражданским законодательством, а также законодательством, регулирующим отношения в сфере тарифного регулирования таких организаций и исполнения инвестиционных программ.
Законопроектом предусматривается обязательность государственной регистрации ограничений (обременении) права собственности на приватизируемые объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в виде инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств, с одновременной с государственной регистрацией права собственности на такие объекты, и выкуп публичным собственником приватизированных в соответствии с условиями законопроекта объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в случае существенного нарушения инвестиционного обязательства и (или) эксплуатационного обязательства собственником и (или) законным владельцем таких объектов.
Законопроектом предлагается предусмотреть направление указанными акционерными обществами амортизации по переданному имуществу исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой.
Данный подход будет обеспечивать улучшение показателей качества и надежности объектов ВКХ в целом, при этом не повлечет за собой утраты контроля над объектами ВКХ для государства или муниципального образования, а также не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта имеет целью разрешить проведение доприватизации отдельных объектов централизованных систем водоснабжения (водоотведения) в тех муниципальных образованиях, в которых в рамках предшествующей приватизации уже было создано акционерное общество, осуществляющее деятельность по водоснабжению и (или) водоотведению и имеющее статус гарантирующей организации в отношении соответствующих централизованных систем водоснабжения (водоотведения).
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не повлечет дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 23августа 2021 г. N МХ-П16-11629.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании предложений, представленных заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сформирован исчерпывающий перечень акционерных обществ, являющихся организациями водопроводно-канализационного хозяйства с государственным или муниципальным участием в уставном капитале (прилагается).
Вопрос законодательного закрепления доприватизации объектов водопроводно-канализационного хозяйства актуален для 26 акционерных обществ, являющихся организациями водопроводно-канализационного хозяйства с государственным или муниципальным участием в уставном капитале, в следующих субъектах Российской Федерации: город федерального значения Москва, Ивановская область, Мурманская область, Свердловская область, Республика Коми, Республика Татарстан.
Принятие законопроекта позволит акционерным обществам, являющимся организациями водопроводно-канализационного хозяйства с государственным или муниципальным участием в уставном капитале, исключить средства арендной платы по объектам водоснабжения и водоотведения, учитываемые в составе необходимой валовой выручки регулируемых организаций, при этом организации смогут начислять амортизацию на данные объекты, что позволит направить дополнительные средства на восстановление и обновление фондов.
К примеру, по данным Правительства Москвы осуществление доприватизации указанных объектов позволит акционерному обществу "Мосводоканал" создать источник финансирования для модернизации арендуемых основных фондов путем осуществления амортизационных отчислений в размере 2 млрд. рублей в год, Отказ от доприватизации потребует выделения дополнительных средств из бюджета города федерального значения Москвы в размере более 50 млрд. рублей для модернизации арендуемых основных фондов по мере исчерпания их ресурса (ввиду отсутствия у акционерного общества "Мосводоканал" необходимых собственных источников).
По данным Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан доля арендных платежей по объектам государственной или муниципальной собственности на 2022 год составляла до 17% по отдельным организациям. В случае принятия законопроекта, данные средства будут исключены из состава операционных расходов, при этом в составе необходимой валовой выручки будет учитываться амортизация, которая будет являться источником обновления объектов водоснабжения и водоотведения, что в случае принятия имущества в рамках аренды не представляется возможным.
Приложение
к финансово-экономическому обоснованию
к проекту федерального закона "О внесении
изменений в статью 9 Федерального закона
"О водоснабжении и водоотведении"
Исчерпывающий перечень акционерных обществ, являющихся организациями водопроводно-канализационного хозяйства с государственным или муниципальным участием в уставном капитале
N п/п |
Наименование организации водопроводно-канализационного хозяйства с государственным или муниципальным участием в уставном капитале |
Субъект Российской Федерации |
1. |
Акционерное общество "Мосводоканал" |
город федерального значения Москва |
2. |
Акционерное общество "Водоканал" |
Ивановская область |
3. |
Акционерное общество "Апатитыводоканал" |
Мурманская область |
4. |
Акционерное общество "Предприятие водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области" |
Свердловская Область |
5. |
Акционерное общество "Коми тепловая компания" |
Республика Коми |
6. |
Акционерное общество "Азнакаевское предприятие тепловых сетей" |
Республика Татарстан |
7. |
Акционерное общество "Нурдатские тепловые сети" |
Республика Татарстан |
8. |
Открытое акционерное общество "Алексеевскводоканал" |
Республика Татарстан |
9. |
Акционерное общество "Альметьевск-Водоканал" |
Республика Татарстан |
10. |
Акционерное общество "Балтасинское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства" |
Республика Татарстан |
11. |
Акционерное общество "Буинск-Водоканал" |
Республика Татарстан |
12. |
Акционерное общество "Буинское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства" |
Республика Татарстан |
13. |
Акционерное общество "Высокогорские коммунальные сети" |
Республика Татарстан |
14. |
Акционерное общество "Республиканское производственное объединение "Таткоммунэнерго" |
Республика Татарстан |
15. |
Акционерное общество "Особая экономическая зона промышленного-производственного типа "Алабуга" |
Республика Татарстан |
16. |
Акционерное общество "ЗВКС" |
Республика Татарстан |
17. |
Открытое акционерное общество "Куйбышевско-Затонские коммунальные сети" |
Республика Татарстан |
18. |
Открытое акционерное общество "Камско-Устьинские коммунальные сети" |
Республика Татарстан |
19. |
Акционерное общество "Мамадышский водоканал" |
Республика Татарстан |
20. |
Акционерное общество "Коммунальные сети Мензелинского района" |
Республика Татарстан |
21. |
Акционерное общество "Муслюмовские инженерные сети" |
Республика Татарстан |
22. |
Акционерное общество "Сабинское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства" |
Республика Татарстан |
23. |
Открытое акционерное общество "Шеморданское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Сабинского района" |
Республика Татарстан |
24. |
Филиал "Спасский" Акционерного общества "Управления капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" |
Республика Татарстан |
25. |
Акционерное общество "Тетюши-Водоканал" |
Республика Татарстан |
26. |
Акционерное общество "Чистополь-Водоканал" |
Республика Татарстан |
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.