Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 452648-8 О внесении изменений в статью 105.26 части первой и статью 176.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 105.26 части первой и статью 176.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 54 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 3994-р.
Целью законопроекта является совершенствование механизма предоставления налоговых льгот резидентам преференциальных режимов Дальнего Востока и Арктики, в том числе посредством отмены практически не действующих налоговых льгот.
Законопроект содержит следующие положения.
1. Законопроектом исключается применение суммовых критериев для перехода на налоговый мониторинг, установленных пунктом 3 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в отношении организаций, получивших статус резидента территории опережающего развития (далее - резиденты ТОР), статус резидента свободного порта Владивосток (далее - резиденты СПВ), статус резидента Арктической зоны Российской Федерации (далее - резиденты АЗРФ). Применение резидентами ТОР, СПВ, АЗРФ налогового мониторинга будет способствовать сокращению трудовых и материальных затрат, связанных с представлением документов в рамках мероприятий налогового контроля.
2. Подпунктами 3 и 4 пункта 2 статьи 176.1 Кодекса предусмотрен заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость для резидентов ТОР и СПВ, согласно которому возмещение налога производится на основании договора поручительства, заключаемого резидентами с управляющей компанией, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации" и Федеральным законом "О свободном порте Владивосток" (далее - управляющая компания).
Указанные положения статьи 176.1 Кодекса не получили практического применения, поскольку управляющая компания не имеет возможности предоставлять поручительства при отсутствии бюджетного финансирования на обеспечение поручительств. Вместе с тем сохранение в Кодексе положений о предоставлении поручительств влечет предъявление требований к управляющей компании со стороны резидентов ТОР и СПВ о выдаче таких поручительств.
В этой связи законопроектом предлагается исключить из статьи 176.1 Кодекса положения, касающиеся предоставления поручительств управляющей компании в целях применения заявительного порядка возмещения НДС резидентами ТОР и СПВ.
Законопроектом предусматривается специальный срок вступления в силу указанных изменений в статью 176.1 Кодекса (статья 2 законопроекта), обусловленный особенностями вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленными статьей 5 Кодекса. Согласно законопроекту изменения в статью 176.1 Кодекса не вступят в силу ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
Принятие законопроекта не повлечет возникновение дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте не предусматривается введение каких-либо административных и иных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
Реализация норм, предусмотренных законопроектом, будет способствовать увеличению инвестиционной активности на территории Дальнего Востока и Арктики. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта положительно повлияет на достижение целей государственных программ "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа".
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 105.26 части первой и статью 176.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 105.26 части первой и статью 176.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 105.26 части первой и статью 176.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 105.26 части первой и статью 176.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 105.26 части первой и статью 176.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 105.26 части первой и статью 176.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.