Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 453075-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 1 мая 2022 года N 119-ФЗ "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации" введены ограничения на безвизовый въезд дипломатов из ЕС, Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии, а также упразднены визовые преференции для членов официальных делегаций, национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов, журналистов из соответствующих стран.
При этом с учетом одобренного Президентом Российской Федерации подхода в целях поддержания контактов с гражданами стран Европы сохраняется возможность выдачи российских виз отдельным категориям европейцев (предприниматели и представители организаций предпринимателей; лица, участвующие в научной, культурной или творческой деятельности; участники международных спортивных мероприятий и официальных программ обмена между породненными городами; школьники, студенты, аспиранты, направляющиеся на учебу и стажировку; близкие родственники граждан стран Европы, проживающих на территории Российской Федерации; водители-дальнобойщики, члены поездных, рефрижераторных и локомотивных бригад; лица, следующие в Российскую Федерацию с целью посещения воинских и гражданских захоронений) на основании письменных обращений российских юридических лиц, то есть без оформления приглашений в территориальных органах МВД России.
Проект федерального закона имеет своей целью синхронизацию режима взимания визовых сборов за оформление российских виз с нормами, установленными в настоящее время Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией, власти которых в одностороннем порядке полностью приостановили действие упомянутых международных договоров с Российской Федерацией о взаимном упрощении выдачи виз, в том числе перешли на использование повышенных ставок визовых сборов.
Проектом федерального закона предлагается действие статьи 6 каждого из договоров (статьи 7 в случае с Лихтенштейном) приостановить полностью.
В результате с граждан стран Европы всех категорий будут взиматься визовые сборы, определенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 889 "Об утверждении ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий". На практике это будет означать, что стоимость российских виз увеличится в зависимости от срочности и кратности в пределах 50-300 долл. США, а соответствующие доходы от их выдачи могут вырасти в 2,8 раза.
При этом учитывается, что с 1 августа 2023 года в Российской Федерации запущена система электронных виз, пользоваться которой имеют право и граждане стран Европы. Итоговая стоимость оформления электронной визы (52 долл. США) сопоставима с ценой краткосрочной однократной визы (50 долл. США) в рамках норм российского законодательства. Таким образом, данное обстоятельство не окажет существенного влияния на реализацию целей, заложенных в проекте федерального закона.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), а также информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречит иным международным договорам Российской Федерации.
Реализация федерального закона после внесения рассматриваемых изменений не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской деятельности.
Вступление федерального закона в силу со дня его официального опубликования оправдано необходимостью оперативного введения нового порядка взимания повышенных визовых сборов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.