Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 октября 2023 г. N вн2.2-1/4446
на проект федерального закона N 448564-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Проектом федерального закона вносятся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также устанавливаются особенности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году.
Проектируемой частью 47 статьи 9 Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" (подпункт "г" пункта 2 статьи 3 проекта), предусматривается право Правительства Российской Федерации вносить в 2023 году изменения в распределение объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях сокращения объемов указанных дотаций субъектам Российской Федерации в случае применения мер ответственности к субъекту Российской Федерации. Аналогичное право Правительства Российской Федерации на 2024 год предусматривается в части 25 статьи 5 проекта. Указанные положения проекта не согласуются со статьей 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), устанавливающей принцип сбалансированности бюджета, а также со статьей 131 БК РФ, определяющей назначение, основания предоставления и порядок определения размера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 проекта предлагается приостановить с 1 января 2024 года до 1 января 2025 года действие ряда норм БК РФ, в том числе абзаца третьего пункта 3 статьи 131 БК РФ, в соответствии с которым размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации бюджету каждого субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и первый год планового периода не может быть меньше размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного соответственно на первый год планового периода и второй год планового периода в федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. В этой связи обращаем внимание, что дотации согласно статье 6 БК РФ представляют собой межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования. Реализация положений, предусмотренных законопроектом, может привести к формированию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет средств которых обеспечивается исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации. Кроме этого, учитывая, что запрет на снижение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности установлен для различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (см. статьи 137 и 138 БК РФ), приостановление указанного выше положения БК РФ в отношении субъектов Российской Федерации может привести к нарушению принципа равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, установленного статьей 31.1 БК РФ, означающего в том числе определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.