Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 458976-8 "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Пункт 119 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Закон N 414-ФЗ) относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Статьи 192 и 196 Жилищного кодекса Российской Федерации определяют, что предметом указанного контроля является соблюдение лицензиатами - управляющими организациями по управлению многоквартирными домами требований, установленных лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Часть 1 статьи 52 Закона N 414-ФЗ предусматривает, что субъекты Российской Федерации вправе передавать органам местного самоуправления осуществление отдельных государственных полномочий, осуществляемых субъектами РФ на территории соответствующих муниципальных образований, в соответствии с данным законом и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств.
Законы о наделении органов местного самоуправления городских округов отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами приняты в ряде субъектов Российской Федерации (Владимирская, Архангельская, Вологодская, Пензенская, Волгоградская и Саратовская области, Краснодарский край, Камчатский край, Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Республика Бурятия, Республика Марий Эл).
В рамках реализации переданных полномочий по лицензионному контролю органами местного самоуправления проводятся контрольные мероприятия в отношении лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами на основании соответствующей лицензии.
Административная ответственность проверяемых лиц, осуществляющих на основании лицензии управление многоквартирными домами, установлена:
частями 2 и 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) за нарушение лицензионных требований и грубое нарушение лицензионных требований;
частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ - за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
частью 24.1 - за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства РФ о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Материалы проверок для решения вопроса о привлечении нарушителей к административной ответственности направляются органами местного самоуправления в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, должностные лица которого в силу статьи 28.3 КоАП РФ обладают полномочиями на составление протокола об административном правонарушении по составам, предусмотренным частями 2 и 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1.3 и частями 24 и 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ, рассматривают мировые судьи.
Проведенный анализ результатов рассмотрения дел и материалов об административных правонарушениях в отношении управляющих организаций по управлению многоквартирными домами свидетельствует о том, что каждое третье производство прекращается либо завершается объявлением предупреждения.
Например, в крупнейшем городе Вологодской области - Череповце ежегодно более 2 000 семей обращаются в органы местного самоуправления с жалобами на управляющие компании. Орган жилищного контроля проводит проверку и выявляет серьезные нарушения, влекущие существенное ущемление прав граждан и имеющие потенциальную угрозу для их жизни и здоровья, - длительные затопления помещений, плесень, ненадлежащее содержание газового оборудования и т.д. В 2021 году была проведена 851 проверка, по итогам которых вынесено более 400 предписаний.
Во многих случаях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Данный срок составляет всего 3 месяца со дня совершения административного правонарушения, что не всегда достаточно для проведения всех административных процедур (передачи документов от органов местного самоуправления органам регионального государственного жилищного надзора, извещения участников производства по административному делу и т.д.)
Судом часто применяется наиболее мягкая мера административного наказания в виде предупреждения, причем даже за грубые нарушения лицензионных требований. Причиной таких решений является то, что обстоятельства совершения административного правонарушения нередко отражаются в протоколе об административном правонарушении неполно, так как органы местного самоуправления, непосредственно осуществляющие проверки, в деле об административном правонарушении и в описании события административного правонарушения не участвуют.
Именно муниципальные органы, наделенные полномочиями по лицензионному контролю, устанавливают факт нарушения, собирают доказательства, рассматривают соответствующие жалобы граждан, располагая таким образом подробной информацией о фактических обстоятельствах дела.
Однако их позиция при принятии решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности не учитывается.
Вместе с тем при рассмотрении дела об административном правонарушении должно быть обеспечено всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Очевидно, ~ что механизм" лицензионного контроля действует в настоящее время недостаточно эффективно, а в некоторых случаях вообще не работает. Исправить сложившуюся ситуацию позволит непосредственное участие в административном процессе лиц, проводивших контрольное мероприятие.
Обращаем внимание, что статья 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" определяет, что обязанностью контрольного органа в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения контрольного мероприятия является при наличии соответствующих полномочий принятие мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
В целях повышения эффективности результатов осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами проект федерального закона "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагает предоставить право должностным лицам органов местного самоуправления, ' наделенных отдельными государственными полномочиями по данному виду лицензионного контроля, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1.3, а также частями 24 и 24.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Проект был поддержан комиссией Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства (законодательная инициатива N 8-324).
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.