Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 459527-8 "О справедливых выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и о внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на установление справедливых выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
В настоящее время ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, установлены указами Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" и от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами". Выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета и являются, как указывает Минтруд России, компенсацией утраченного заработка.
При этом в качестве компенсации утраченного заработка для неработающих трудоспособных родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, ежемесячная выплата установлена в размере 10 000 рублей, для других лиц - лишь в размере 1200 рублей, а для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, ежемесячная выплата составляет также лишь 1200 рублей.
Индексация ежемесячных выплат за уход указами не предусмотрена.
Серьезное социальное напряжение в соответствующей группе граждан, чувство обиды и несправедливости вызывает не только недопустимо низкий размер компенсационной выплаты за осуществление ухода (1200 рублей в месяц) без права получать при этом зарплату, пенсию и иной доход, но и огромная разница в выплатах за уход. Компенсация выплачивается в отношении каждого гражданина на период ухода за ним. Число лиц, которым может оказываться такая помощь, указами не ограничено. Таким образом, чтобы, например, заработать минимальный размер оплаты труда, необходимо осуществлять постоянный уход более чем за тринадцатью инвалидами или престарелыми людьми, что практически невозможно.
Уход за инвалидом I группы по сложности не отличается от ухода за инвалидом с детства I группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
В случае если семья не в состоянии нанять сиделку, то уход, как правило, осуществляется оставившими свою работу членами семьи в объеме, эквивалентном средней продолжительности рабочего дня. При этом необходимость приобретения специального оборудования, лекарств, обеспечение особого питания часто ставит семьи в очень трудное финансовое положение.
Внедряемая в ряде пилотных регионов система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами не решит в полной мере проблему ухода за указанными категориями граждан, поскольку согласно Типовой модели данной системы, утвержденной Приказом Минтруда России от 29 сентября 2020 года N 667, объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого бесплатно в форме социального обслуживания на дому, составляет максимально 28 часов в неделю или 4 часа в день даже для самых тяжелых случаев. Остальные 20 часов за лежачим больным должен будет ухаживать родственник. Кроме того, данная система не включает в себя уход за детьми-инвалидами. Учитывая недостаточное финансирование системы долговременного ухода, внедрение ее на территории всей страны может затянуться на многие годы.
Многие эксперты считают, что должны существовать одновременно две системы - система долговременного ухода и система прямых выплат лицам, осуществляющим уход на дому, то есть в привычной и благоприятной для инвалида и престарелого гражданина среде. При этом семье следует предоставить право самостоятельно выбирать либо систему долговременного ухода, устраиваясь в данную систему долговременного ухода помощником или пользуясь услугами сиделки, либо осуществлять уход самостоятельно и получать прямые выплаты за уход.
С учетом изложенного полагаем, что действующая система предоставления ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами на дому, должна быть сохранена. Однако, при этом необходимо решить давно назревшую проблему установления справедливого размера выплаты по уходу, позволяющего лицу, осуществляющему уход, выйти из глубокой нищеты, чувствовать себя достойно. Особенно это актуально в нынешних условиях роста инфляции, снижения доходов населения, роста численности граждан, нуждающихся в уходе.
Законопроектом предлагается предоставить лицам, которые являются гражданами Российской Федерации и осуществляют уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом с детства I группы, инвалидом I группы, за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 75 лет, право на получение ежемесячной выплаты в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Предлагаемое законопроектом снижение возраста престарелых граждан, за которыми осуществляется уход, с 80 до 75 лет обусловлено тем, что лиц, достигших возраста 75 лет, Всемирная организация здравоохранения относит к лицам старческого возраста. Специалисты в области геронтологии также придерживаются такой классификации граждан по возрасту и указывают, что именно после 75 лет резко повышается риск развития старческой астении, что способствует развитию зависимости от посторонней помощи в повседневной жизни, утрате способности к самообслуживанию, ухудшает прогноз состояния здоровья.
Законопроектом предусмотрено, что выплата за уход подлежит увеличению на соответствующий районный коэффициент для проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат.
Предусматривается, что порядок осуществления выплаты за уход, порядок обращения за ее назначением, а также перечень документов, необходимых для её назначения, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Одновременно законопроектом вносится изменение в статью 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", согласно которому минимальный размер оплаты труда используется также и для определения размеров выплат по уходу за нетрудоспособными гражданами.
Вступление Федерального закона в силу предусмотрено с 1 января 2024 года.
Принятие законопроекта позволит обеспечить справедливую выплату лицам, выполняющим крайне важную для общества, психологически и физически тяжелую работу по уходу за инвалидами и престарелыми гражданами.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О справедливых выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и о внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Реализация проекта федерального закона "О справедливых выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и о внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", предусматривающего установление с 1 января 2024 года ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы, инвалидами I группы, за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 75 лет, в размере МРОТ (в 2024 году - 19 242 рубля), потребует дополнительные средства, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Следует отметить, что на 2024 год расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета на предоставление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами запланированы в сумме 42,5 млрд. рублей; а за детьми-инвалидами - в сумме 80,5 млрд. рублей.
При этом, согласно информации Счетной палаты РФ, расчет расходов за уход за нетрудоспособными гражданами произведен исходя из размера компенсационной выплаты 1 200 рублей в месяц (с учетом районных коэффициентов 1 275,57 рубля) и среднегодового числа выплат 2 756,4 тыс. единиц, а объем расходов за уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы определен исходя из среднегодового размера выплаты в месяц - 8 976,71 рубля и среднегодового количества выплат 742,75 тыс.
Дополнительные средства федерального бюджета на реализацию федерального закона в 2024 году с учетом указанного количества выплат по уходу, по оценке, могут составить 731 млрд. рублей, из них: 639 млрд. рублей - за уход за нетрудоспособными гражданами и 92 млрд. рублей - за уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы.
Указанные дополнительные средства должны быть учтены при подготовке проекта федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О справедливых выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и о внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О справедливых выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и о внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" потребует признания утратившими силу указов Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы", а также внесения изменений в постановления Правительства РФ от 4 июня 2007 года N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет" и от 2 февраля 2013 года N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 2 февраля 2013 года N 397" следует читать "от 2 мая 2013 года N 397"
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О справедливых выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и о внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О справедливых выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и о внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.