Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается установление с 1 января 2024 г. ежемесячной выплаты: в размере минимального размера оплаты труда лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом с детства I группы, инвалидом I группы, за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 75 лет (далее - выплата по уходу, нетрудоспособные граждане).
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" определена особая категория лиц, имеющих право на ежемесячную компенсационную выплату, - трудоспособные граждане, не работающие в связи с осуществлением ухода за нетрудоспособными гражданами.
Дополнительные расходы лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы, а также инвалидов с детства I группы и детей-инвалидов, связанные с осуществлением постоянного постороннего ухода за ними, учтены в размере пенсии. Так, лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается увеличение на 100 процентов фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме 15 134,66 руб. Детям-инвалидам и инвалидам с детства 1 группы устанавливаются социальные пенсии в повышенном размере, составляющем с 1 апреля 2023 г. 17 167,83 руб.
Таким образом, вопрос осуществления выплат по уходу за нетрудоспособными гражданами законодательством Российской Федерации урегулирован.
Законопроект не содержит положений о трудоспособности лица, осуществляющего уход за нетрудоспособными гражданами, и об отсутствии иного дохода такого лица, в связи с чем расширяется перечень категорий получателей указанной выплаты, а также изменяется концепция данной выплаты, являющейся в настоящее время компенсацией утраченного заработка.
Используемая в наименовании законопроекта формулировка "справедливых выплат" является некорректной, поскольку носит оценочный характер.
Реализация положений законопроекта потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, однако в прилагаемых материалах не определены источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств.
С учетом изложенного законопроект нуждается в концептуальной переработке.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 27 сентября 2023 г. N 10269-П45 "Заключение на проект федерального закона N 459527-8 "О справедливых выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и о внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Я.Е. Ниловым"
Опубликование:
-