Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 460843-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях:
установления возможности исключения лиц из состава учредителей некоммерческих организаций по инициативе ее органов управления;
урегулирования порядка уведомления об изменении сведений об учредителях (участниках) некоммерческих организаций;
уточнения требований к содержанию в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений об учредителях (участниках) некоммерческих организаций.
В настоящее время актуальным вопросом является утрата связи некоммерческой организации с лицами, их учредившими, например, в связи со смертью, ликвидацией учредителей - юридических лиц, либо же отсутствием интереса к дальнейшей деятельности организации.
В такой ситуации кворум органа управления некоммерческой организации, когда в этом возникает необходимость, обеспечить затруднительно, а порой и просто невозможно, что негативно сказывается на принятии управленческих решений.
Например, автономные некоммерческие организации не могут внести изменения в учредительные документы, принять решение о ликвидации в добровольном порядке, поскольку законом это отнесено к полномочиям учредителей.
Проектируя изменения, направленные на устранение имеющегося пробела в законодательстве, необходимо учитывать, как интересы некоммерческой организации, так и не допустить возможные злоупотребления со стороны недобросовестных лиц.
В этой связи, законопроектом предлагается установить возможность исключения по решению высшего органа управления соответствующей организации из состава учредителей автономной некоммерческой организации или общественно полезного фонда физического лица в случае его смерти, или юридического лица, в случае прекращения его деятельности в связи с ликвидацией или исключением из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Только в этих случаях имеются неопровержимые доказательства, подтверждающие основания для исключения указанных лиц, во избежание так называемых "корпоративных конфликтов" либо рейдерских захватов некоммерческих организаций.
Законопроектом, в том числе, вносятся изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", предусматривающие:
уведомление о выходе учредителей некоммерческих корпораций, общественно полезных фондов и автономных некоммерческих организаций из состава учредителей указанных юридических лиц путем направления заявления в Минюст России (его территориальный орган);
вхождение лица в состав учредителей общественно полезного фонда и автономной некоммерческой организации путем направления в Минюст России (его территориальный орган) документа, подтверждающего согласие учредителей указанной организации, и заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц;
запрет быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицу, включенному в Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (соответствующее изменение также вносится в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").
Законопроектом также вносится изменение в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", предусматривающее возможность выхода учредителей религиозных организаций из состава учредителей указанных организаций в любое время без согласия остальных учредителей, направив сведения о своем выходе в Минюст России (его территориальный орган) путем подачи заявления о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц и уведомив о своем выходе соответствующую религиозную организацию, если иное не предусмотрено уставом религиозной организации в соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона.
Кроме того, законопроектом вносится изменение в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающее включение в ЕГРЮЛ также сведений об учредителях общественной организации, общественного движения, ассоциации (союза), нотариальной палаты, адвокатской палаты, адвокатского образования, являющегося юридическим лицом, казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, общественно полезного фонда, автономной некоммерческой организации и религиозной организации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иным международным договорам Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует издания приказа ФНС России "О внесении изменения в Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденные приказом ФНС России от 31.08.2020 "ЕД-7-14/617@".
Издание указанного акта предполагается в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.