Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию и культуре от 10 октября 2023 г. N 3.9-02/2233@
по Федеральному закону "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке"
(проект N 445764-8)
Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке" (далее - Федеральный закон) внесен Правительством Российской Федерации 25 сентября 2023 года и принят Государственной Думой 10 октября 2023 года.
Федеральный закон разработан в связи с подписанием 29 марта 2023 года в городе Бишкеке Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке (далее соответственно - Соглашение, Школы).
Федеральным законом предлагается ратифицировать Соглашение.
Соглашением закрепляются условия и порядок строительства, создания и функционирования девяти совместных Школ с обучением на русском языке, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами Российской Федерации в качестве обязательных, а также государственными образовательными стандартами Киргизской Республики.
Проектная мощность Школ составит 1 224 ученических мест каждая.
Учредителями Школ выступают Минпросвещения России и Минобрнауки Киргизской Республики.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации, поскольку содержит иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Таможенным кодексом Евразийского экономического союза в части ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров (материалов, оборудования, машин и механизмов) без применения в отношении указанных товаров таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин и налогов.
В частности, статьей 5 Соглашения предусматривается, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров (материалов, оборудования, машин и механизмов) осуществляется в первоочередном порядке без применения в отношении указанных товаров таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин и налогов, перечисленных в статье 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие Федерального закона потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на строительство и обеспечение функционирования Школ. В частности, на основании пункта 15 статьи 7 Соглашения предусмотрено, что Российская сторона осуществляет финансовое обеспечение деятельности Школ путем предоставления средств федерального бюджета Школам, включая оплату труда и повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководителей и педагогических работников Школ, а также оплату труда инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, обеспечение Школ учебной литературой и учебно-методическими комплектами для реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами Российской Федерации.
Кроме того, Российская сторона несет расходы:
связанные с осуществлением текущего и капитального ремонта Школ, включая бассейновые комплексы;
эксплуатационные, включая техническое обслуживание оборудования и инженерных систем, за исключением эксплуатационных расходов и технического обслуживания оборудования и инженерных систем бассейновых комплексов;
связанные с благоустройством земельных участков, переданных Школам в постоянное (бессрочное) пользование;
связанные с проживанием на территории Киргизской Республики педагогических работников Школ, являющихся гражданами Российской Федерации и направляющихся из Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности в Школах, их транспортные расходы по проезду от места фактического проживания до места выполнения работ и обратно;
на бесплатное горячее питание для обучающихся младших классов.
Запуск образовательной деятельности в Школах будет осуществлен поэтапно, с введением в эксплуатацию по три совместные Школы ежегодно, начиная с сентября 2026 года.
Реализация Федерального закона не повлияет на достижение целей каких-либо государственных программ Российской Федерации.
Федеральный закон призван стать правовой основой, необходимой для создания соответствующей инфраструктуры обеспечения деятельности Школ с целью реализации образовательной деятельности в соответствии с российскими и киргизскими образовательными стандартами, а также укрепления и развития двухсторонних отношений, дружбы и взаимопонимания между народами обеих стран.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в Федеральном законе не выявлено.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях строительства, создания и функционирования в Киргизской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке", принятый Государственной Думой 10 октября 2023 года.
Председатель комитета |
Л.С. Гумерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.