Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 10 октября 2023 г. N 3.1-02/3799@
по Федеральному закону "О денонсации Российской Федерацией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств",
принятому Государственной Думой 10 октября 2023 года
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О денонсации Российской Федерацией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 448293-8) был внесен в Государственную Думу 29 сентября 2023 года Президентом Российской Федерации.
Федеральный закон денонсирует Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств (далее - Конвенция), которая была подписана от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 28 февраля 1996 года.
Конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 18 июня 1998 года N 84-ФЗ "О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств".
Конвенция заключена в целях защиты и обеспечения прав национальных меньшинств, находящихся на территории государств - членов Совета Европы.
Резолюцией Комитета министров Совета Европы от 27 сентября 2022 года были существенно ограничены полномочия российского эксперта в Консультативном комитете, созданном для осуществления мониторинга выполнения государствами-участниками Рамочной конвенции своих обязательств в области защиты национальных меньшинств.
Таким образом, Российская Федерация лишилась в рамках вышеуказанного мониторингового механизма возможности участвовать в выработке решений по интересующим вопросам и отслеживать на международном уровне случаи нарушения прав национальных меньшинств, в первую очередь, русскоязычного населения за рубежом.
Комитет отмечает, что прекращение участия в данном международном договоре позволит избежать дискриминационного отношения к Российской Федерации в рамках данного мониторингового механизма Совета Европы и не нанесет ущерба соблюдению прав национальных меньшинств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Президент Российской Федерации внес предложение о прекращении действия Конвенции. Согласно пункту 1 статьи 37 указанного Федерального закона прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.
Поскольку согласие Российской Федерации на обязательность Конвенции было выражено посредством ратификации, решение о денонсации Конвенции подлежит принятию в форме федерального закона.
В соответствии со статьей 31 Конвенции любая Сторона может в любой момент денонсировать Конвенцию, направив уведомление Генеральному секретарю Совета Европы. Денонсация вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении шести месяцев с даты получения такого уведомления Генеральным секретарем.
Реализация Федерального закона не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
На основании изложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О денонсации Российской Федерацией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.