Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 462670-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривается совершенствование порядка предоставления инвестиционных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) путем введения новых налоговых вычетов по НДФЛ на долгосрочные сбережения граждан.
В частности законопроектом предусматриваются следующие налоговые вычеты по НДФЛ на долгосрочные сбережения граждан:
1) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, предусматривающим выплату негосударственной пенсии не ранее достижения получателем пенсионного возраста;
2) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде сберегательных взносов по договорам долгосрочных сбережений, заключенным налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом;
3) в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на его индивидуальный инвестиционный счет (далее - ИИС), открытый начиная с 1 января 2024 года;
4) в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на ИИС, открытом начиная с 1 января 2024 года, определяемого в отношении доходов по таким операциям, перечисляемых непосредственно на такой ИИС.
Вышеуказанные налоговые вычеты в сумме уплаченных пенсионных (сберегательных) взносов и внесенных на ИИС денежных средств будут предоставляться в совокупности в пределах 400 тыс. рублей в год.
Ключевыми условиями предоставления налоговых льгот будут соответственно: факт получения негосударственной пенсии, основания назначения выплат по договору долгосрочных сбережений наступают не ранее 10 лет с даты его заключения и срок действия договора на ведение ИИС не менее 10 лет (в переходный период не менее 5 лет с ежегодным повышением срока на 1 год вплоть до 10 лет).
Следует отметить, что действующие инвестиционные налоговые вычеты по НДФЛ будут сохранены в отношении договоров на ведение ИИС, заключенных до 31 декабря 2023 года.
Кроме того, законопроектом предусмотрено исключение инвестиционного налогового вычета по НДФЛ в отношении доходов от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов за исключением ценных бумаг иностранных эмитентов, зарегистрированных в государстве - члене Евразийского экономического союза, выпущенных по праву государства - члена Евразийского экономического союза.
Таким образом, предусмотренные законопроектом положения будут способствовать формированию благоприятных налоговых условий для долгосрочных сбережений граждан и, соответственно, притоку инвестиций на финансовый рынок.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения законопроекта не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
Реализация законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" потребуют расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации, связанных с доработкой программного обеспечения ФНС России, в том числе, доработкой действующих приемных комплексов для получения сведений, необходимых для администрирования процедуры предоставления налоговых вычетов, вводимых законопроектом, созданием необходимых информационных ресурсов в Автоматизированной информационной системе ФНС России, доработкой Личного кабинета налогоплательщика, с обеспечением программного обеспечения необходимой инфраструктурой и системой обеспечения безопасности информации, сумма которых составит 609,5 млн рублей (по экспертной оценке на трехлетний период).
Расходы на трехлетний период на сопровождение разработанного программного обеспечения и соответствующей инфраструктуры, а также на эксплуатацию системы обеспечения безопасности информации и услуги единой сети передачи данных составят 202,9 млн рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения правовых актов Правительства Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует:
внесения изменения в приказ ФНС России от 15 октября 2021 г. N ЕД-7-11/903@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти - ФНС России;
принятие приказа ФНС России об утверждении формы и порядка заполнения справки налогового органа о соблюдении условия, предусмотренного подпунктом 3 пункта 3 статьи 219.2 Налогового кодекса Российской Федерации о количестве договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета, а также о соблюдении предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 219.2 Налогового кодекса Российской Федерации ограничения.
Ответственный федеральный орган исполнительной власти - ФНС России.
Срок принятия правовых актов указанного федерального органа исполнительной власти - IV квартал 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.