Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 462778-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 мая 2023 г. N ДГ-П4-6335 и направлен на исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2023 г. N 21-П (далее - законопроект, Постановление).
В Постановлении отмечено, что, несмотря на то, что приостановление и возобновление исполнительного производства должны отвечать интересам защиты обеих сторон исполнительного производства, действующее процессуальное законодательство не наделяет должника правом на обращение в суд с заявлением о возобновлении приостановленного исполнительного производства.
Как правило, основания приостановления исполнительного производства связаны с поведением должника. Вместе с тем некоторые основания для приостановления исполнительного производства могут быть обусловлены действиями взыскателя, в связи с чем должник в равной степени заинтересован в скорейшем возобновлении исполнительного производства и прекращении его обязательств перед взыскателем.
В этой связи законопроектом предусмотрено наделение должника правом подачи заявления о возобновлении приостановленного исполнительного производства.
Кроме того, отсутствие законодательно установленного срока, в течение которого исполнительное производство подлежит возобновлению после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления, создает предпосылки для злоупотребления со стороны взыскателя.
Указанное обстоятельство явилось основанием для включения в законопроект положений предусматривающих установление процессуального срока, в течение которого после устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, оно подлежит возобновлению, в том числе по заявлению должника, а также определены правовые последствия пропуска такого срока.
Данный подход полностью соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении, заключающейся в необходимости унификации порядка и сроков возобновления исполнительного производства по заявлению должника в процессуальном законодательстве посредством внесения изменений не только в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, но и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
В отличие от указанных кодексов, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации изначально содержит правовое регулирование вышеобозначенных вопросов. В этой связи, с учетом вносимых законопроектом изменений в статью 45 Федерального закона "Об исполнительном производстве" внесение корреспондирующих изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не потребуется.
Предлагаемые в законопроекте решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.