Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе" (далее - законопроект) разработан в целях установления запрета рекламы тонизирующих (энергетических) напитков.
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" содержит понятие тонизирующие напитки, под которым понимаются безалкогольные и слабоалкогольные напитки, содержащие тонизирующие вещества (компоненты), в том числе растительного происхождения, в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, за исключением чая, кофе и напитков на их основе, а также устанавливает требования безопасности к тонизирующим напиткам, к которым в том числе относятся энергетические безалкогольные напитки.
С 1 января 2018 года производство и оборот слабоалкогольных энергетических напитков на территории России запрещены. Производство и реализация безалкогольных энергетических напитков (далее - энергетики) не запрещены.
Энергетики содержат в себе кофеин, таурин, аминокислоты, сахар в большом количестве и ряд других веществ, оказывающих возбуждающее действие на мозг. Как заявляют производители, энергетики помогают человеку снять усталость и оставаться бодрым на протяжении очень долгого времени.
Подобные напитки стали очень популярными среди студентов и молодежи Их любители полагают, что они помогают эффективнее подготовиться к экзаменам или дольше не спать на вечеринках.
В то же время медики и ученые достаточно давно говорят о наличии серьезных побочных эффектов у подобных напитков, которые могут приводить к развитию сердечных приступов, повышению артериального давления, риску диабета, депрессии, раздражительности, расстройству сна. Врачи установили, что регулярное употребление энергетиков вызывает зависимость, а также истощение нервной системы. Не редки случаи летального исхода от острой сердечной недостаточности в результате употребления подростками энергетиков в больших количествах. Помимо проблем с сердечно-сосудистой системой и обезвоженности в ряде случаев энергетические напитки могут становиться причиной острых панкреатитов. А этот вид заболеваний также может иметь летальный исход. Энергетики - это новая вредная привычка наряду с алкоголем, табаком и наркотиками.
Особую тревогу вызывает рост в геометрической прогрессии продаж энергетиков в последние несколько лет. По имеющимся данным в 2021 году их продажи в стране выросли на 32% и достигли 829 млн. литров. Если до 2022 года основными производителями этих продуктов выступали зарубежные бренды, то сейчас значительно расширился список российских производителей. По данным Госконтроля за первое полугодие 2022 года спрос на энергетики вырос на 40%.
Энергетики в основном покупает молодежь. По имеющимся данным более половины несовершеннолетних потребляют энергетики, для них энергетики являются элементом особой субкультуры.
Хотя в настоящее время в ряде субъектов России действует запрет на продажу энергетиков лицам до 18 лет, установленные ограничения не дают желаемого эффекта, поскольку энергетики активно рекламируются на телевидении, радио, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учитывая наносимый энергетиками вред здоровью детей, подростков, молодежи и взрослого населения, полагаем необходимым установление на федеральном уровне запрета распространения рекламы этих напитков, как это установлено в отношении табака. При этом довод о том, что такой запрет ограничит права потребителей на получение информации о представленных на рынке товарах, является, на наш взгляд, несостоятельным, поскольку речь прежде всего идет о здоровье подрастающего поколения.
С учетом изложенного законопроектом предлагается внести изменение в статью 7 Федерального закона "О рекламе", согласно которому на федеральном уровне устанавливается запрет рекламы тонизирующих (энергетических) напитков.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О рекламе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.