Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 463011-8 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения и Протокола к нему"
Досье на проект федерального закона
Российской Федерацией и Султанатом Оман 26 ноября 2001 года было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы (далее - Соглашение от 2001 года).
Данное соглашение было ратифицировано Оманской стороной, в то время как Российская сторона приостановила ратификационный процесс в 2009 году, поскольку ратификация Российской Федерацией Соглашения от 2001 года могла привести к высоким налоговым рискам для Российской Федерации ввиду действовавших в тот период в Султанате Оман положений налогового законодательства и согласованных достаточно низких ставок налога у источника по дивидендам и процентам.
В 2019 году в результате неоднократных обращений Султаната Оман переговоры по вопросу заключения налогового соглашения были возобновлены и завершились подписанием Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения и Протокола к нему от 8 июня 2023 г. (далее - Соглашение, Протокол соответственно).
При проведении переговоров Российской стороне удалось добиться повышения ставок налога у источника по дивидендам, процентам и роялти, которые долгое время не принимались Оманской стороной. Российская Сторона исходила из намерения не создавать условий злоупотребления положениями Соглашения третьими сторонами (treaty-shopping).
При этом следует отметить, что Соглашением урегулирован вопрос налогообложения доходов от международных перевозок, что является вопросом первоочередной заинтересованности Оманской стороны с целью развития воздушного сообщения между Российской Федерацией и Султанатом Оман.
Кроме того, при проведении переговоров по Соглашению Российская сторона основывалась на Типовом соглашении между Российской Федерации и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущества, одобренном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 84. Стороны также руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Объединенных Наций и Организацией Экономического Сотрудничества и Развития.
Целью Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств (Российской Федерации и Султаната Оман) не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своем государстве и государстве-партнере. Решение этого вопроса способствует обоюдному привлечению инвестиций и обеспечивает условия для устранения двойного налогообложения юридических и физических лиц.
Положения Соглашения отражают рекомендации Плана по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План BEPS) по следующим вопросам:
- Действию 2 "Гибридные механизмы", направленному на нейтрализацию влияния гибридных схем на снижение налоговой нагрузки в части противодействия созданию условий для двойного неналогообложения или предоставления двойного вычета;
- Действию 6 "Злоупотребление положениями договора", касающемуся предотвращения злоупотреблениями положениями соглашений об избежании двойного налогообложения в части непредоставления льгот и преимуществ в рамках данных соглашений;
- Действию 7 "Статус постоянного представительства", разработанному с целью исключения случаев злоупотребления правилами определения статуса постоянного представительства;
- Действию 14 "Механизм разрешения споров", направленному на совершенствование механизма разрешения споров, связанных с применением соглашений об избежании двойного налогообложения.
В частности, в соответствии с Действием 6 Плана BEPS в преамбуле Соглашения содержится общее намерение Договаривающихся государств устранять двойное налогообложение, не создавая возможности для неналогообложения или пониженного налогообложения посредством избежания или уклонения от уплаты налогов, в том числе, через использование резидентами третьих государств преимуществ, предоставляемых Соглашением.
Основными положениями Соглашения являются следующие:
Сфера применения Соглашения
Соглашение распространяется на налоги, взимаемые с общей суммы дохода или отдельных элементов дохода лиц, имеющих местожительство, постоянное местопребывание, место управления, место регистрации или отвечающего любому другому критерию аналогичного характера в Российской Федерации или в Султанате Оман, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества.
Вместе с тем для определения резидентства лица, не являющегося физическим, в случаях, когда такое лицо признается лицом с постоянным местопребыванием в обоих Договаривающихся Государствах, Соглашение содержит правило, соответствующее положениям Действия 6 Плана BEPS, согласно которому налоговый статус определяется посредством проведения взаимосогласительной процедуры компетентными органами Договаривающихся государств. При этом в случае отсутствии согласия такому лицу не будут предоставляться какие-либо льготы или освобождение от налогов в соответствии с Соглашением.
Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности
Соглашение предусматривает, что налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства производится в другом договаривающемся государстве, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через расположенное в нем постоянное представительство.
При этом в отношении деятельности на строительном или монтажном объекте установлено, что такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства, если указанные объекты существуют более 9 месяцев, а в отношении оказания услуг - если такие услуги оказываются в течение периода или периодов времени, превышающих в совокупности более 6 месяцев в течение любого двенадцатимесячного периода.
Положения Соглашения, касающиеся определения порядка образования постоянного представительства в отношении деятельности, осуществляемой предприятием одного Договаривающегося Государства на территории другого Договаривающегося Государства, соответствуют требованиям Действия 7 "Статус постоянного представительства" Плана BEPS с целью исключения случаев злоупотребления правилами определения статуса постоянного представительства для:
- лиц, осуществляющих свою деятельность для предприятия в качестве зависимого или независимого агента,
- определенных видов деятельности, специально поименованных в Соглашении как виды деятельности, которые не рассматриваются как приводящие к образованию постоянного представительства, только при условии, что такие виды деятельности являются деятельностью подготовительного или вспомогательного характера.
Одновременно, Соглашение содержит антифрагментационное правило, которое направлено на предотвращение разделения единого бизнес-процесса на отдельные операции с целью оспаривания признания своей деятельности в качестве приводящей к образованию постоянного представительства только на том основании, что каждая из таких отдельных операций может носить подготовительный или вспомогательный характер.
Налогообложение доходов от имущества
Доходы от недвижимого имущества могут облагаться налогами в том государстве, в котором такое имущество фактически находится.
Положения Соглашения позволяют осуществлять налогообложение доходов от отчуждения акций компаний или аналогичных прав в компании, более 50 процентов стоимости которых представлено недвижимым имуществом, в том Договаривающемся государстве, где расположено такое недвижимое имущество, с дополнительным требованием - минимальным периодом - в течение 365 дней, в течение которого такие акции или аналогичные права должны быть представлены недвижимым имуществом.
Налогообложение прибыли от морских и воздушных перевозок
Прибыль, полученная предприятием договаривающегося государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом государстве.
Налогообложение дивидендов
Соглашение устанавливает 15% ставку налога у источника на дивиденды. Исключение сделано для компаний, имеющих фактическое право на доходы в виде дивидендов, которые прямо владеют не менее чем 20% процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, с дополнительным требованием в рамках Действия 6 Плана BEPS - минимальным период владения в течение 365 дней таким капиталом.
Налогообложение процентов
Соглашение предоставляет Договаривающемуся Государству - источнику дохода право взимать налог с процентного дохода по налоговой ставке в размере 10%.
Вместе с тем Соглашением предусмотрено освобождение доходов в виде дивидендов и процентов от налогообложения у источника при их выплате правительствам и центральным банкам Договаривающихся Государств, пенсионным фондам и другим инвестиционным правительственным учреждениям двух Договаривающихся Государств.
Налогообложение доходов от авторских прав и лицензий
Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению в государстве - источнике дохода по ставке в размере 10% при наличии фактического права на доход у получающего лица.
Налогообложение доходов физических лиц
Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение двенадцатимесячного периода.
Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, эксплуатируемых в международных перевозках, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров и студентов.
Ограничение льгот
Соглашение содержит положения, соответствующие требованиям Действия 6 "Злоупотребление положениями договора" Плана BEPS, ограничивающие злоупотребления положениями Соглашения - Принцип основной цели (PPT - Principal Purpose Test).
Принцип основной цели заключается в непредоставлении льгот и преимуществ, устанавливаемых Соглашением в виде снижения налоговой ставки или освобождения от уплаты налогов, в случае если основной или одной из основных целей совершения какой-либо сделки было получение такой льготы.
Обмен информацией
Соглашение регулирует вопросы обмена информацией между компетентными органами Договаривающихся Государств.
В соответствии с современными требованиями международного сотрудничества в налоговой области Соглашение содержит ряд положений, которые позволяют Российской Федерации повысить эффективность обмена налоговой информацией между налоговыми органами России и Омана по налогам любого вида и рода, включая косвенные.
Так, Соглашение содержит положения, не позволяющие отказать в предоставлении информации, запрашиваемой другим государством, только на основании отсутствия заинтересованности в такой информации у запрашиваемого государства для собственных налоговых целей, а также на основании того, что такой информацией располагают банки и иные кредитные организации, номинальные держатели, агенты, доверительные управляющие, или если такая информация относится к правам владения каким-либо лицом.
Другие положения
Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации.
Соглашение регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров в случае, когда действия одного или обоих Договаривающихся Государств приводят или приведут к его налогообложению не в соответствии с положениями Соглашения.
При этом в рамках Действия 14 Плана BEPS Соглашение содержит положения, позволяющие налогоплательщику предоставлять свое обращение в компетентный орган любого Договаривающего государства для рассмотрения его вопроса и возбуждения взаимосогласительной процедуры.
Соглашение определяет методы устранения двойного налогообложения.
Стороны также зафиксировали взаимный отказ от легализации и апостилирования любых документов и информации, выдаваемых и направляемых компетентными органами для применения Соглашения. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение и Протокол подлежат ратификации, поскольку содержат правила иные, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в частности статьями 284 и 309 Налогового кодекса Российской Федерации), например, в том, что касается ставок, применяемых при налогообложении дивидендов, процентов и роялти.
Соглашение будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Султанатом Оман, привлечению взаимных инвестиций, развитию международного воздушного сообщения. Реализация Соглашения не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета, а получение российскими налоговыми органами возможности запрашивать интересующую информацию от аналогичных оманских органов приведет к выявлению дополнительных источников налоговых поступлений в соответствующие бюджеты.
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения и Протокола к нему" не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения и Протокола к нему"
Реализация Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения и Протокола к нему" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения и Протокола к нему"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения и Протокола к нему" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения и Протокола к нему"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения и Протокола к нему" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.