Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 445401-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части дальнейшего совершенствования порядка создания и применения добровольческих формирований) внесен депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, Д.Ф. Вяткиным, В.И. Пискаревым, А.В. Картаполовым, И.А. Панькиной, А.Б. Выборным; сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, С.Н. Перминовым, И.В. Рукавишниковой
(утв. Решением от 11 октября 2023 г. N 123/2.2)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Как следует из материалов к законопроекту, он направлен "на совершенствование нормативно-правового регулирования порядка создания и применения российских добровольческих формирований".
В пояснительной записке к законопроекту его авторами обосновывается необходимость создания добровольческих формирований выполняющих отдельные задачи в области обороны не только в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, но и в интересах войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия).
В частности, проектируемая редакция статьи 2 законопроекта, предусматривающей внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон "Об обороне"), предлагается наделить Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ФС ВНГ) полномочиями по созданию и применению добровольческих формирований, содействующих выполнению задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - добровольческие формирования Росгвардии), которые аналогичны уже существующим полномочиям Минобороны России в отношении. добровольческих формирований, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
При этом согласно указанной статье:
добровольческие формирования могут создаваться ФС ВНГ на основании решения Президента Российской Федерации;
добровольческие формирования Росгвардии могут быть привлечены для выполнения отдельных задач в области обороны в период проведения мобилизации, действия военного положения, в условиях вооруженного конфликта, при проведении контртеррористической операции, а также при использовании войск национальной гвардии Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
численность добровольческих формирований Росгвардии, их организация, районы их действий, стоящие перед ними задачи, порядок управления ими, срок использования добровольческих формирований, а также порядок их прекращения будут определяться ФС ВНГ исходя из поставленных задач;
право граждан Российской Федерации поступать в добровольческие формирования Росгвардии осуществляется посредством заключения соответствующего контракта о пребывании в добровольческом формировании.
порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования Росгвардии и пребывания в них, требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, поступающим в указанные добровольческие формирования, будут определяться актами ФС ВНГ;
порядок обеспечения добровольческих формирований Росгвардии вооружением, военной техникой, материально-техническими средствами, порядок выплаты пребывающим в них гражданам денежного содержания и иных денежных выплат, продовольственного, вещевого и иных видов обеспечения, оказания медицинской помощи будут определяться ФС ВНГ.
Помимо изложенного, законопроектом предусматривается внесение в 21 законодательный акт Российской Федерации корреспондирующих изменений (Федеральные законы: N 61-ФЗ "Об обороне", N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и другие), которые позволят распространить на граждан, пребывающих в добровольческих формированиях Росгвардии, и членов их семей такой же объем социальных гарантий и компенсаций, который в настоящее время предоставляется гражданам, пребывающих в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации и членам их семей.
Комитет по обороне отмечает, что законопроект вносится в пакете с проектами федеральных законов "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", "О внесении изменений в статью 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", которыми также предполагается установление равного правового статуса добровольцев вне зависимости от "ведомственной" принадлежности.
Комитет по обороне поддерживает концепцию законопроекта, поскольку его принятие, по нашему мнению, положительно скажется на эффективности выполнения войсками национальной гвардии Российской Федерации задач в ходе специальной военной операции.
Вместе с тем, Комитет по обороне обращает внимание на следующее:
1) В случае принятия федерального закона потребуется в возможно короткие сроки внести изменения в Указ Президента Российской Федерации от 3 августа 2023 года N 582 "О мерах по обеспечению обязательного государственного страхования жизни и здоровья граждан Российской Федерации, пребывающих в добровольческих формированиях";
2) Подпунктом "д" пункта 1 статьи 2 законопроекта предлагается установить новую правовую норму, согласно которой лица, пребывающие в добровольческих формированиях (как Вооруженных Сил Российской Федерации, так и Росгвардии) "приводятся к присяге в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Представляется, что это проектируемое положение нуждается в уточнении (конкретизации вида нормативного правового акта) с учетом издания Указа Президента Российской Федерации от 25 августа 2023 года N 639 "О приведении отдельных категорий лиц к присяге";
3) В соответствии с пунктом 10 статьи 22.1 Федерального закона "Об обороне" граждане Российской Федерации, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих.
Из проектной редакцией подпунктов "б" пункта 1 и "б" пункта 2 статьи 2 законопроекта следует, что добровольческие формирования Росгвардии привлекаются для выполнению отдельных задач в области обороны, исходя из задач, стоящих перед войсками национальной гвардии Российской Федерации.
Задачи войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе и в области обороны, предусмотрены в статье 2 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), в том числе это и задачи участия в борьбе с терроризмом, в обеспечении режима военного положения или правового режима контртеррористической операции.
Названный Федеральный закон определяет, что для выполнения указанных задач сотрудники, имеющие специальное звание полиции, или военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации, наделяются соответствующими полномочиями (правами), например, предусмотренных в пункте 2 статье 15 этого Федерального закона, предусматривающей, что военнослужащим (сотрудникам) войск национальной гвардии в целях обеспечения режима военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также участия в контртеррористической операции предоставляется право на применение мер и временных ограничений, предусмотренных соответственно федеральным законодательством о военном положении и о противодействии терроризму.
Учитывая изложенное представляется, что граждане, пребывающие в добровольческих формированиях Росгвардии, не имея статуса военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии Российской Федерации, не будут иметь прав на применение указанных мер и временных ограничений, что, на наш взгляд, ограничивает сферу применения этих добровольческих формирований при выполнении отдельных задач в области обороны.
В этой связи рекомендуем проработать целесообразность внесения соответствующих изменений в текст Федерального закона.
Вместе с тем, указанные выше предложения не затрагивают концепцию законопроекта и носят рекомендательный характер.
Учитывая изложенное Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 445401-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.В. Картаполов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.