Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 445401-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрен проект федерального закона N 445401-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, Д.Ф. Вяткиным, В.И. Пискаревым, А.В. Картаполовым, И.А. Панькиной, А.Б. Выборным и сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, С.Н. Перминовым, И.В. Рукавишниковой.
Законопроект вносится в пакете с проектами федеральных законов N 445385-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", N 445370-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", N 445350-8 "О внесении изменений в статью 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и N 445338-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации".
Концепция законопроекта направлена на совершенствование нормативно-правового регулирования порядка создания и применения российских добровольческих формирований.
В настоящее время войска национальной гвардии Российской Федерации наряду с Вооруженными Силами Российской Федерации принимают непосредственное участие в специальной военной операции, проводимой на территории Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, при этом выполняя схожие с возложенными на Вооруженные Силы Российской Федерации задачи: оказывают содействие в охране Государственной границы Российской Федерации, участвуют в боевых действиях и в обеспечении введенного на территориях новых субъектов Российской Федерации военного положения, принимают участие в обеспечении правового режима КТО, ведут борьбу с терроризмом, а также участвуют в территориальной обороне.
При этом Министерству обороны Российской Федерации в целях реализации стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации задач законодательством Российской Федерации предоставлены полномочия по созданию добровольческих формирований.
Вместе с тем в отличие от Министерства обороны Российской Федерации Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации полномочиями по созданию добровольческих формирований не обладает.
В целях устранения существующего пробела нормативно-правового регулирования создания добровольческих формирований и унификации полномочий Минобороны России и Росгвардии законопроектом предлагается наделить Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации полномочиями по созданию и применению добровольческих формирований, содействующих выполнению задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно законопроекту добровольческие формирования могут создаваться Росгвардией на основании решения Президента Российской Федерации.
Добровольческие формирования войск национальной гвардии Российской Федерации планируется привлекать в целях выполнения отдельных задач в области обороны в период проведения мобилизации, действия военного положения, в условиях вооруженного конфликта, при проведении КТО, а также использовании войск национальной гвардии Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Численность добровольческих формирований Росгвардии, их организация, районы их действий, стоящие перед ними задачи, порядок управления ими, срок использования добровольческих формирований, а также порядок их прекращения будут определяться Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации исходя из стоящих перед нею задач.
Законопроектом предусматривается, что право граждан Российской Федерации поступать в создаваемые Росгвардией добровольческие формирования осуществляется посредством заключения соответствующего контракта о пребывании в добровольческом формировании.
При этом порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования войск национальной гвардии Российской Федерации и пребывания в них, требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, поступающим в указанные добровольческие формирования, будут определяться ведомственными актами Росгвардии.
Законопроектом также устанавливается, что порядок обеспечения добровольческих формирований войск национальной гвардии Российской Федерации вооружением, военной техникой, материально-техническими средствами, порядок выплаты пребывающим в них гражданам денежного содержания и иных денежных выплат, продовольственного, вещевого и иных видов обеспечения, оказания медицинской помощи будут определяться Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Наряду с этим законопроектом предусматривается внесение в законодательные акты Российской Федерации корреспондирующих изменений, которые позволят распространить на граждан, пребывающих в добровольческих формированиях Росгвардии, и членов их семей такой же объем социальных гарантий, льгот и компенсаций, который в настоящее время предоставляется добровольческим формированиям Министерства обороны Российской Федерации.
Так, денежное содержание граждан, пребывающих в добровольческих формированиях войск национальной гвардии Российской Федерации, и его размеры будут устанавливаться Росгвардией, при этом размеры их денежного довольствия должны быть не ниже размеров денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и занимающих аналогичные воинские должности.
Кроме того предусматривается, что наряду с денежным содержанием гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях войск национальной гвардии Российской Федерации, Росгвардией могут устанавливаться дополнительные денежные выплаты.
В целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при пребывании в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации, законопроектом устанавливается государственное пенсионное обеспечение, при этом период пребывания граждан в добровольческих формированиях Росгвардии засчитывается в их страховой стаж.
В случае заключения гражданами, являющимися государственными служащими, контракта о добровольном содействии в выполнении возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации задач, законопроектом гарантируется сохранение замещаемой ими должности государственной службы.
Помимо этого гражданам, заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации задач, предоставляется право на поступление в ВУЗ и получение высшего образования на бюджетной основе по отдельной квоте.
Законопроектом также предусматривается предоставление гражданам, заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации задач, бесплатной юридической помощи, и приостановление в отношении указанных граждан арбитражного, гражданского, административного судопроизводства и исполнительного производства в период их пребывания в добровольческих формированиях Росгвардии.
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.