Заключение Счетной палаты РФ от 12 октября 2023 г. N ЗСП-110/03-01
на проект федерального закона N 448566-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 11 октября 2023 г. N 57К (1662)))
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" рассмотрела проект федерального закона N 448566-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, затрагивающие вопросы акцизов, налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), налога на добавленную стоимость (далее - НДС), налога на прибыль организаций, международного налогообложения и направленные на мобилизацию дополнительных доходов в федеральный бюджет.
По результатам рассмотрения законопроекта и дополнительных материалов к нему необходимо отметить следующее.
Законопроектом предусматривается, что в случае, если товары реализуются хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза российским физическим лицам, не являющимся плательщиками НДС, на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров, то обязанность по исчислению и уплате НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза возлагается на организации-посредники. Предлагаемая мера позволит предотвратить создание схем по уклонению от уплаты НДС.
Законопроектом предусмотрено увеличение ставок акцизов на виноградное сусло, плодовое сусло, плодовые сброженные материалы, вино наливом (виноматериалы), вина (за исключением крепленых (ликерных) вин), плодовую алкогольную продукцию, игристые вина, винные и виносодержащие напитки и плодовые алкогольные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта.
Кроме того, законопроект предусматривает установление сопоставимых ставок акциза на винные, виноградосодержащие напитки и на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 18% включительно (с сохранением исключений для алкогольной продукции, изготавливаемой без добавления спирта).
Также законопроектом предлагается увеличить ставки акцизов на табак, табачную продукцию, табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания, жидкость для электронных систем доставки никотина.
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 8 августа 2023 г. N 585 "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения" законопроектом предусматриваются освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций и установление пониженных ставок налога на прибыль организаций для определенных видов доходов, выплачиваемых иностранным компаниям, расположенным в иностранных государствах, в отношении которых ранее применялось освобождение от налогообложения или пониженная ставка согласно международным договорам Российской Федерации, действие которых приостановлено названным Указом Президента Российской Федерации. Предлагаемая мера направлена на снижение влияния последствий приостановления положений международных договоров Российской Федерации на экономику Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается зачисление сумм налога на прибыль организаций, исчисленных с прибыли, полученной от реализации налогоплательщиками акций (долей участия в уставном капитале) дочерних организаций, осуществляющих экспорт природного газа в сжиженном состоянии, в полном объеме в федеральный бюджет.
Законопроектом предлагается увеличение показателя К кг, применяемого при расчете ставки НДПИ при добыче газа горючего природного, на период с 1 августа 2024 года до 31 декабря 2026 года включительно, а также уточняется величина дисконта к цене нефти North Sea Dated на рынке Северного моря (Brent), применяемого в целях определения налоговой ставки по НДПИ в отношении нефти.
Замечаний и предложений по законопроекту не имеется.
Вместе с тем следует отметить, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что в результате корректировки значений показателя К кг, применяемого при расчете ставки НДПИ на природный газ, ожидаются дополнительные поступления в федеральный бюджет в размере порядка 116,8 млрд, рублей в 2024 году, 127,3 млрд, рублей в 2025 году и 134,7 млрд, рублей в 2026 году.
Однако согласно оценке изменения доходов федерального бюджета в 2024 - 2026 годах в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации и нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации (приложение N 2 к пояснительной записке к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов") дополнительные доходы федерального бюджета вследствие изменения коэффициента К кг, входящего в состав ставки НДПИ на газ, направленного на зачисление в бюджет дополнительных доходов компаний, связанных с индексацией тарифов на газ, поставляемый на внутренний рынок, составят: в 2024 году - 121,6 млрд, рублей, в 2025 году - 147,8 млрд, рублей и в 2026 году - 166,9 млрд, рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.