Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - законопроект) подготовлен в целях уточнения полномочий Госкорпорации "Роскосмос" в области рекламной деятельности.
В настоящее время Госкорпорация "Роскосмос" активно развивает ряд новых направлений, популяризирующих космическую деятельность. Результатом реализации указанных направлений является получение дополнительных источников дохода, которые будут направлены на финансирование мероприятий по достижению целей, определенных Федеральным законом от 13.07.2015 N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ).
Так, Госкорпорация "Роскосмос" реализует следующие направления деятельности:
проведение на территориях космодромов космических форумов, создающих возможности для эффективного взаимодействия Госкорпорации "Роскосмос" и финансовых институтов;
развитие туристического направления;
реализация сувенирной продукции, связанной с космической деятельностью.
Осуществление указанной деятельности требует в том числе продвижения и проведения рекламных кампаний, включая установку и эксплуатацию наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры и размещения рекламы на космической технике.
Госкорпорацией "Роскосмос" проведены исследования потенциального спроса на наружную рекламу на объектах космической инфраструктуры и рекламу на космической технике, по итогам которых подтверждена заинтересованность крупных российских банков и страховых компаний. Кроме того, организации изъявили желание принять участие в создании названий для космических кораблей и аппаратов, что также может стать дополнительным источником дохода. По оценке Госкорпорации "Роскосмос" потенциальный доход от реализации таких проектов с учетом действующих стратегических документов по космической деятельности может составить до 200 млн. рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн. рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.
Установка наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры и размещение рекламы на космической технике может стать источником дополнительного дохода как для федерального бюджета, так и для Госкорпорации "Роскосмос".
Прибыль от осуществления деятельности по установке рекламы на объектах космической инфраструктуры и размещению рекламы на космической технике (после уплаты налога на прибыль) предлагается в равных частях перечислять в федеральный бюджет и в качестве взноса на формирование специальных резервных фондов Госкорпорации "Роскосмос".
Статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-Ф3) предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 20 Федерального закона N 38-ФЗ размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
Космические аппараты (в том числе спутники) и космические ракеты-носители включены в раздел 30 "Средства транспортные и оборудование, прочие" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, и, соответственно, признаются транспортными средствами.
Объекты космической инфраструктуры и изделия космической техники, созданные за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, находятся в федеральной собственности.
Согласно части 14 статьи 6 Федерального закона N 215-ФЗ Госкорпорация "Роскосмос" на основании решений Правительства Российской Федерации наделяется полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав собственника федерального имущества в установленной сфере деятельности. Перечень такого имущества утверждается Правительством Российской Федерации. постановлением Правительством Российской Федерации от 06.06.2020 N 837 "Об осуществлении Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" от имени Российской Федерации прав собственника имущества в отношении государственных унитарных предприятий, функций учредителя и прав собственника имущества в отношении федеральных государственных учреждений, а также прав собственника в отношении иного имущества".
В связи с этим в целях предоставления Госкорпорации "Роскосмос" возможности заключения договоров на установку рекламных конструкций и размещение рекламы на объектах космической инфраструктуры и изделиях космической техники, находящихся в федеральной собственности, предлагается дополнить Федеральный закон N 215-ФЗ соответствующими полномочиями.
Согласно пункту 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам бюджета.
В целях обеспечения выполнения требования пункта 6 статьи 41 БК РФ законопроектом предусматривается полномочие Правительства Российской Федерации по определению порядка исчисления платежей по договорам на размещение рекламы на космической технике, находящейся в федеральной собственности, в отношении которой Госкорпорация "Роскосмос" от имени Российской Федерации осуществляет права собственника имущества, а также на установку и (или) эксплуатацию рекламных конструкций на объектах космической инфраструктуры, являющихся недвижимым имуществом, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых Госкорпорация "Роскосмос" от имени Российской Федерации осуществляет права собственника имущества, размера, сроков и условий их уплаты.
Проведение рекламных кампаний и заключение вышеуказанных договоров в сочетании с действующими космическими программами позволят популяризировать космическую деятельность, привлечь молодые кадры в космическую отрасль, а также получить доход, который целевым образом будет направлен на развитие инновационных космических программ и проектов.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые изменения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не окажут влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - законопроект) не повлияет на расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект предусматривает право Госкорпорации "Роскосмос" заключать договоры на размещение рекламы на космической технике, в том числе находящейся в федеральной собственности, в отношении которой Госкорпорация "Роскосмос" от имени Российской Федерации осуществляет права собственника имущества (далее - космическая техника), а также на установку и (или) эксплуатацию рекламных конструкций на объектах космической инфраструктуры, являющихся недвижимым имуществом, в том числе находящихся в федеральной собственности, в отношении которых Госкорпорация "Роскосмос" от имени Российской Федерации осуществляет права собственника имущества (далее - объекты космической инфраструктуры), либо поручать их заключение организациям Госкорпорации "Роскосмос" (далее - договоры). В целях обеспечения требований статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроектом предусмотрено полномочие Правительства Российской Федерации по определению порядка исчисления платежей по договорам, размеров, сроков и условий их уплаты.
Реализация норм законопроекта позволит увеличить доход федерального бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Прибыль от осуществления деятельности по установке рекламы на объектах космической инфраструктуры и размещению рекламы на космической технике предлагается в равных частях перечислять в федеральный бюджет и в качестве взноса на формирование специальных резервных фондов Госкорпорации "Роскосмос". Данный подход предлагается закрепить в постановлении Правительства Российской Федерации о порядке исчисления платежей по договорам, размерах, сроках и условиях их уплаты.
Отчисления в федеральный бюджет могут составить порядка ста миллионов рублей ежегодно из расчета двадцати пусков ракет космического назначения в год при стоимости размещения рекламы на соответствующей космической технике в размере не более двенадцати миллионов рублей (после уплаты налога на прибыль).
Установка и (или) эксплуатация рекламных конструкций на объектах космической инфраструктуры может принести дополнительный доход в рамках исполнения договоров в размере до пяти миллионов рублей ежегодно (после уплаты налога на прибыль) из расчета одной тысячи рублей за квадратный метр площади рекламной конструкции в месяц, а также среднего размера рекламного щита в 18 квадратных метров и количества рекламных конструкций не менее 20 единиц. Таким образом, дополнительный доход бюджета Российской Федерации может составить порядка двух миллионов рублей ежегодно.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу или приостановления нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Федерального закона потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка исчисления платежей по договорам на размещение рекламы на космической технике, находящейся в федеральной собственности, в отношении которой Госкорпорация "Роскосмос" от имени Российской Федерации осуществляет права собственника имущества, а также на установку и (или) эксплуатацию рекламных конструкций на объектах космической инфраструктуры, являющихся недвижимым имуществом, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых Госкорпорация "Роскосмос" от имени Российской Федерации осуществляет права собственника имущества, размера, сроков и условии их уплаты и о внесении изменений в Правила формирования специальных резервных фондов Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 г. N 1455" (далее соответственно - постановление Правительства Российской Федерации о порядке исчисления платежей, Правила).
Обоснование необходимости - пункт 6 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункт 1 проекта Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам бюджета.
В целях обеспечения выполнения требования пункта 6 статьи 41 БК РФ законопроектом предусматривается полномочие Правительства Российской Федерации по определению порядка исчисления платежей по договорам на размещение рекламы на космической технике, находящейся в федеральной собственности, в отношении которой Госкорпорация "Роскосмос" от имени Российской Федерации осуществляет права собственника имущества, а также на установку и (или) эксплуатацию рекламных конструкций на объектах космической инфраструктуры, являющихся недвижимым имуществом, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых Госкорпорация "Роскосмос" от имени Российской Федерации осуществляет права собственника имущества, размера, сроков и условий их уплаты. .
Прибыль от осуществления деятельности по установке рекламы на объектах космической инфраструктуры и размещению рекламы на космической технике (после уплаты налога на прибыль) предлагается в равных частях перечислять в федеральный бюджет и в качестве взноса на формирование специальных резервных фондов Госкорпорации "Роскосмос".
Порядок формирования специальных резервных фондов Госкорпорации "Роскосмос" (далее - фонды), включая порядок определения норматива взноса на формирование фондов и порядок осуществления взносов в фонды, установлен Правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке исчисления платежей предполагается установить иной порядок определения норматива взноса на формирование фондов, рассчитываемый из суммы прибыли от осуществления деятельности по установке рекламы на объектах космической инфраструктуры и размещению рекламы на космической технике (после уплаты налога на прибыль), а также порядок осуществления данных взносов, в связи с чем в Правила подлежат внесению корреспондирующие изменения. Согласно данным изменениям Правила не будут применяться в отношении взносов на формирование фондов, осуществляемых от прибыли, полученной от осуществления деятельности по установке и (или) эксплуатации рекламы на объектах космической инфраструктуры и размещению рекламы на космической технике.
Данный подход предлагается реализовать в постановлении Правительства Российской Федерации о порядке исчисления платежей.
Головной исполнитель - Госкорпорация "Роскосмос".
Соисполнители - Минфин России, ФАС России.
Предполагаемый срок подготовки соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации: со дня принятия во втором чтении проекта Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.