Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 458919-8 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона подготовлен на основе анализа практики применения норм Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - упрощенный учет), в целях сокращения избыточных требований к составлению бухгалтерской отчетности при сохранении прозрачности финансовой деятельности политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений (далее - политические партии).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" за редким исключением некоммерческие организации имеют право применять упрощенный учет.
Согласно статье 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политические партии являются видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц, которые в силу пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации также являются некоммерческими организациями, но не имеют права применять упрощенный учёт.
В настоящее время политические партии в бухгалтерском учете вынуждены применять федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ), разработанные на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), целью которых в свою очередь является унификация финансовой отчетности на международном рынке, и они применяются в большинстве юрисдикций, прежде всего, предприятиями и корпорациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность. В этой связи требования МСФО и ФСБУ не только избыточны для политических партий, но и не отражают специфику их деятельности.
В свою очередь упрощенная система бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предполагает:
1) укрупнение показателей отчетности с целью предоставления наиболее важной для пользователя информации;
2) устранение учетных операций, нехарактерных или несущественных для политических партий, например, обесценение активов, операции с инвестиционной недвижимостью и прочее;
3) возможность использования кассового метода учета, который естественен для некоммерческих организаций, финансовая деятельность которых состоит в исполнении сметы, а не в получении прибыли.
Таким образом, упрощенная система бухгалтерского учета проще в применении и менее затратна в силу меньшего числа отчетов, объектов и операций, подлежащих учёту, а, следовательно, позволит сэкономить существенный объем средств политических партий и снизить риск и число возможных ошибок в отчетности.
Кроме того, представляется, что упрощенная бухгалтерская отчетность будет более прозрачно характеризовать финансовую деятельность политических партий, проще для понимания заинтересованными пользователями, прежде всего гражданами и средствами массовой информации.
Важно, что реализация предлагаемой меры не приведет к снижению прозрачности информации о финансовой деятельности политических партий, а также уровня контроля и надзора за такой деятельностью, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" сохраняется обязанность политических партий представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации ежеквартально сведения о поступлении и расходовании средств политической партии и ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, сводный финансовый отчет политической партии за отчетный период. Кроме того, сохраняется обязанность политических партий по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и сводного финансового отчета политической партии.
Предлагаемое изменение не лишает политические партии в случае необходимости продолжать вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в обычном порядке.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать снижению излишней административной нагрузки, связанной с ведением бухгалтерского учета политическими партиями, оптимизации затрат на его ведение, удовлетворению информационных потребностей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности политических партий.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" не повлечет за собой необходимость принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.