Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 465666-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на устранение правовой неопределенности со статусом различных средств индивидуальной мобильности (далее - СИМ), невозможности привлечения водителей СИМ к ответственности как за оставление места ДТП, так и за нарушение Правил дорожного движения с использованием механизмов фотовидеофиксации.
1 марта 2023 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 года N 1769 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Документ определил правовой статус водителей СИМ и вывел их в отдельную категорию участников дорожного движения. Данные изменения в ПДД установили ряд ограничений и запретов, касающихся водителей СИМ.
Вместе с тем в действующей редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) водители СИМ не указаны. Таким образом возникает пробел в законодательстве, позволяющий водителям СИМ избегать ответственности за нарушения ПДД, пользуясь тем, что в КоАП РФ не установлена отдельная ответственность за нарушения ПДД, допущенные водителями СИМ.
Будучи транспортными средствами, имеющими одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), водители СИМ являются полноценными участниками дорожного движения, могут двигаться в том числе по дорогам общего пользования, по пешеходным зонам и тротуарам.
По данным Министерства внутренних дел, в 2022 году в России было зарегистрировано 941 ДТП с участием СИМ. В них погибли 19 человек, 976 человек были ранены. В 2021 году таких аварий было 672, в 2020 году - 410, а в 2019-м - 142. При этом важно учитывать, что сотрудники МВД фиксируют далеко не все ДТП: при столкновениях вне дорог общего пользования, при незначительных телесных повреждениях ДТП, как правило, не регистрируются.
К сожалению, в ряде случаев водители СИМ, участвующие в ДТП, оперативно покидают место ДТП, установить их личность в большинстве случаев не представляется возможным. Личность возможно установить только в случае использования участником ДТП электросамоката, взятого напрокат: кикшеринги обладают возможностью предоставить сотрудникам МВД необходимую информацию для установления личности участника ДТП. В случае с личными СИМ это не представляется возможным. Камеры наблюдения не могут распознавать лица, к тому же часто водители СИМ носят шлемы или маски.
Аналогично, камеры фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения могут распознавать только и исключительно государственные регистрационные знаки. Без регистрации транспортных средств любой категории получение государственных регистрационных знаков не представляется возможным.
Таким образом, среди участников дорожного движения существует значительная группа, которая заведомо не может быть привлечена к ответственности ни за нарушение ПДД, ни за оставление места ДТП.
Единственно возможным вариантом преодоления данной правовой неопределенности является принятие поправок в ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации", которые устанавливают обязанность водителей СИМ использовать для движения по дорогам общего пользования, пешеходным зонам СИМ, зарегистрированные в установленном законодательством порядке. Регистрация СИМ предполагается онлайн с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг, без предоставления СИМ в подразделения МВД. Порядок регистрации предполагается установить отдельным Постановлением Правительства РФ. После регистрации СИМ присваивается государственный регистрационный номер, владелец СИМ обязан разместить на СИМ государственный регистрационный знак, соответствующий действующим стандартам. Если конструкция СИМ не позволяет этого сделать, то эксплуатация такого СИМ на дорогах общего пользования, пешеходных зонах не допускается.
После размещения ГРЗ на СИМ становится возможной идентификация участника дорожного движения, фотовидеофиксация нарушений Правил дорожного движения.
Данная мера позволит существенно снизить количество ДТП с участием СИМ, количество погибших и раненых в таких ДТП. Кроме того, применение средств фотовидеофиксации нарушений позволит чаще привлекать водителей СИМ к ответственности за нарушения, повысить безопасность дорожного движения для всех участников.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечёт необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.