Досье на проект федерального закона
Проект закона направлен обеспечение правовыми гарантиями государственной защиты прав и законных интересов граждан, имеющих статус самозанятых, и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно законопроекту, реализация указанных задач будет возложена на институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Согласно данным ФНС России, на 31.08.2022 г. в стране насчитывается 5.311.553 самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в части 1 статьи 1 ФЗ N 422-ФЗ, за исключением территории федеральной территории "Сириус", либо территория федеральной территории "Сириус".
В соответствии с частью 6 статьи 2 ФЗ N 422-ФЗ физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
В связи с тем, что самозанятые граждане, так же как и предприниматели, систематически получают доход от осуществляемой ими деятельности, их деятельность является рисковой. В таком случае на деятельность самозанятых граждан также должны распространяться меры государственной защиты их прав и законных интересов.
На сегодня в ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" содержатся правовые гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации регулярно поступают обращения от самозанятых граждан по вопросам, касающимся их сферы деятельности, в том числе оказания федеральных и региональных мер поддержки.
Между тем ФЗ N 78-ФЗ содержит правовые гарантии защиты прав и законных интересов предпринимателей и не распространяется на физических лиц, являющихся налогоплательщиками специального налогового режима "Налога на профессиональный доход".
В связи с этим, в целях оказания эффективных мер государственной защиты прав и законных интересов самозанятых граждан, законопроектом предлагается внесение изменений в ФЗ N 78-ФЗ, определяющих возможность обеспечения правовыми гарантиями государственной защиты прав и законных интересов граждан, имеющих статус самозанятых и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами через Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Положения проекта федерального закона не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не приведет к негативным социально-экономическим и финансовым последствиям.
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" должна осуществляться в пределах бюджетных ассигнований без выделения дополнительных расходов из федерального бюджета.
Реализация соответствующего федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" должна осуществляться в пределах бюджетных ассигнований без выделения дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.