Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 448558-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 29 сентября 2023 года (протокол N 124, пункт 1) Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 448558-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в целях продления с 1 января 2024 года до 1 января 2025 года особенностей финансирования оказания медицинской помощи гражданам на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также определения источника финансового обеспечения оказания медицинской помощи на территориях новых регионов.
Законопроектом предусматривается изменение сроков реализации отдельных положений статьи 5 Федерального закона от 17 февраля 2023 года N 16-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", в целях формирования проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" с учетом положений законопроекта.
Нормами предусматривается возможность в 2024 году устанавливать нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области иной срок подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - реестр), чем тот, который установлен частью 2 статьи 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), что позволит планомерно, по степени готовности включать в реестр медицинские организации новых регионов.
Вводится норма о порядке расчета страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в новых регионах в 2024 году с финансовым обеспечением за счет бюджетных ассигнований бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Предусматривается положение о финансовом обеспечении в 2024 году оказания медицинской помощи лицам, имеющим полис обязательного медицинского страхования, проживающим на территориях новых регионов, в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, а также в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти иных субъектов Российской Федерации, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования, за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) новых регионов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также устанавливается условие для предоставления таких трансфертов - только после уплаты новыми регионами страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в бюджет ФОМС в установленный срок.
Порядок доведения ТФОМС новых регионов средств до медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, и оплаты оказанной ими медицинской помощи будет устанавливаться Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Предусмотрено, что в случае недостаточности межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС на вышеназванные цели, финансовое обеспечение оказания медицинской помощи застрахованным лицам на территориях новых субъектов будет осуществляться в 2024 году за счет бюджетных ассигнований бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, передаваемых в бюджеты соответствующих ТФОМС.
В соответствии с изменениями финансовое обеспечение оказания медицинской помощи, не входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также лицам, проживающим на территориях новых регионов, незастрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти данных регионов, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, сформированных, в том числе, за счет предоставления из федерального бюджета бюджетам данных регионов дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов указанных субъектов Российской Федерации.
Также законопроектом вводится норма о финансовом обеспечении расходов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, проживающим на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области) в медицинских организациях новых регионов за счет бюджетных ассигнований, указанных в пункте 2 части 6 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что принятие законопроекта продолжит последовательную интеграцию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в правовое поле Российской Федерации, а также обеспечит защиту прав граждан на оказание медицинской помощи, обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию законопроекта.
Законопроект нуждается в редакционной, лингвостилистической и юридической доработке. В целях реализации норм законопроекта потребуется принятие трех нормативных правовых актов.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам поддерживает законопроект, Комитет Совета Федерации по социальной политике и Счетная палата Российской Федерации поддерживают законопроект.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 448558-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 19 октября 2023 года, протокол N 82/2.
Председатель Комитета |
Б.Н. Башанкаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.