Досье на проект федерального закона
Социальная политика в России основывается на конституционном принципе, согласно которому Российская Федерация - социальное государство, которое обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ).
На основании ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
На основании ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Частью 2 ст. 43 Конституции РФ гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии каждый вправе бесплатно получить на конкурсной основе (ч. 3 ст. 43 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 7 ст. 75 Конституции РФ в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат. Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
В соответствии с пп. "в", "в.2" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды; обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.
Одним из важнейших инструментом реализации закрепленной Конституцией РФ нормы о Российской Федерации, как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является формирование федерального бюджета. Федеральный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений по перераспределению национального дохода и части национального богатства. Бюджетный кодекс Российской Федерации порядок наполнения формирования бюджета и его исполнения.
В действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации в статье 28 определены принципы бюджетной системы Российской Федерации Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований;
полноты отражения доходов расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия бюджетов;
прозрачности (открытости);
участия граждан в бюджетном процессе;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;
единства кассы."
Однако в бюджетном кодексе не определен важнейший принцип бюджетной системы социального государства - принцип социальной ориентированности бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральным законом предлагается внести такой принцип - принцип социальной ориентированности бюджетной системы Российской Федерации.
В этой связи предлагается дополнить Бюджетный кодекс статьей 28.1, в которой дать разъяснения значения данного термина.
"Статья 28.1 Принцип социальной ориентированности бюджетной системы
Принцип социальной ориентированности бюджетной системы означает справедливое распределение бюджетных средств, ресурсов в целях снижения социального неравенства. Для этого при формировании бюджетов бюджетной системы закрепляется приоритетное выделение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджетов бюджетной системы, государственных программ, национальных проектов в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды и мер социальной и пенсионной поддержки граждан, развитие системы социальных служб и иные гарантии социальной защиты.".
Данным федеральным законом Бюджетный кодекс РФ будет приведен в соответствии со статьями Конституции Российской Федерации. Принцип социальной ориентированности бюджетной системы Российской Федерации законодательно закрепит обязанность Правительства Российской Федерации формировать федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период, исходя из необходимости соблюдения приоритета социальной политики в России.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления принципа социальной ориентированности бюджетной системы Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления принципа социальной ориентированности бюджетной системы Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона федерального закона не повлечёт необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.