Досье на проект федерального закона
Распоряжением Правительства РФ от 14.04.2016 N 669-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" утвержден план мероприятий по реализации в 2016 - 2020 гг. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция демографической политики до 2025 года).
В Концепции демографической политики до 2025 года говорится о таких целевых показателях, как увеличение на 2020 г. численности населения до 147,5 млн. человек и суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,87.
В числе основных задач в Концепции демографической политики до 2025 года названо повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей.
На практике ситуация обстоит иначе. В 2020 г. в Российской Федерации естественная убыль населения составила почти 702 тыс. человек. До 2030 г. по средним прогнозам Росстата страна может потерять еще около 2,8 млн. человек.
Рождаемость в Российской Федерации напрямую зависит от доходов населения. Сегодня рождаемость падает с таким же темпом, как и после распада Советского Союза. Если бы она осталась на уровне 1990 года, то сегодня нас было бы на 11 млн. чел. больше.
В 2020 году коэффициент фертильности составил 1,5 и всего 1,4 млн. рожденных детей. Для сохранения к 2030 году хотя бы таких показателей необходимо ежегодное увеличение доходов населения на 4%. В противном случае коэффициент фертильности будет стремительно снижаться и не достигнет заявленного уровня 1,87 ни к 2025 году, ни к 2030 году.
К факторам, напрямую влияющим на рождаемость, относятся реальные доходы населения. 80% бедных в России - это семьи с детьми. Уровень бедности в семьях с двумя детьми составляет 24%, а в семьях с тремя и более детьми - более 52%.
По данным комиссии Общественной палаты Российской Федерации по поддержке семьи, материнства и детства 69% российских семей сообщили, что не получают положенные им меры социальной поддержки, среди которых социальные выплаты, льготы и компенсации.
Многодетная семья - это не просто ячейка общества, а опора государства в дальнейшем его развитии. При этом многодетная семья - крайне уязвима. Невзгоды и горести, которые случаются в жизни каждого человека, для многодетной семьи могут обернуться катастрофой.
Для достижения указанных показателей государству необходимо принять комплексные меры поддержки семей, в том числе многодетных семей, которые бы стимулировали желание супругов иметь не одного, двух, а трех и более детей, т.е. к созданию многодетной семьи. Единственный способ сохранить народ и страну - всемерная поддержка института многодетной семьи.
В целях усиления внимания государства к оказанию государственной поддержки многодетным семьям в Российской Федерации в нынешних условиях разработаны следующие проекты федеральных законов:
1) проект федерального закона "Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации";
2) проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части установления государственных мер социальной поддержки многодетных семей;
В этих законопроектах изложены нормы по установлению государственных мер социальной поддержки многодетных семей в целях формирования основ правового положения многодетных семей в Российской Федерации с учетом других федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере государственной поддержки многодетных семей.
Необходимо отметить, что до настоящего времени в стране отсутствует и не принят единый законодательный акт, регулирующий основные вопросы государственной поддержки родителей и детей многодетных семей в социальной, экономической, финансовой, жилищной, земельной и в других сферах.
В период СССР вопросы государственной и социальной поддержки многодетных семей регулировались отдельными нормативными актами о многодетных и одиноких матерях.
В органах социального обеспечения были отдельные подразделения, а в небольших районах - сотрудники, осуществлявшие только прием многодетных и одиноких матерей по всем вопросам их социальной поддержки.
В целях обеспечения законодательного регулирования вопросов финансирования за средств федерального бюджета, Фонда пенсионного и социального страхования расходов на реализацию мер государственной поддержки многодетных семей, предлагаемых ввести в данном законопроекте, потребуется принятие следующих актов федерального законодательства Российской Федерации:
1) "О внесении изменений в Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 236-Ф3 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" в части реализации норм, регулирующих вопросы ведения федерального реестра членов многодетных семей, а также единого перечня государственных мер социальной поддержки многодетных семей;
2) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в части реализации видов государственной поддержки, предоставляемых многодетным семьям за счет средств федерального бюджета, передаваемых в виде трансферта в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субвенций, и мер государственной поддержки многодетным семьям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, установленных данным федеральным законом (проектом);
3) О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годы" в части финансирования мер государственной поддержки многодетных семей за счет средств федерального бюджета.
4) "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 года" в части включения в бюджет Социального фонда Российской Федерации средств, направляемых из федерального бюджета в виде субвенций в порядке трансфера для финансирования расходов на формирование информационной базы федерального реестра членов многодетных семей, которым оказываются меры государственной поддержки и формирование и сопровождение Перечня видов мер государственной поддержки, оказываемых членам многодетных семей за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения законодательного регулирования вопросов финансирования за средств федерального бюджета, Фонда пенсионного и социального страхования расходов на реализацию мер государственной поддержки многодетных семей, предлагаемых ввести в данном законопроекте, потребуется принятие следующих актов федерального законодательства Российской Федерации:
Необходимо отметить, что в результате происшедших в стране и в мире событий после февраля 2022 года резко возросла необходимость всемерной государственной поддержки многодетных семей как наиболее попавших в трудные экономические, финансовые, социальные, бытовые условия жизни. Оказывать многодетным семьям государственную поддержку, особенно сейчас, первейшая задача государства, Правительства страны и всех федеральных и региональных органов государственной власти и муниципальных властей, так как многодетные семьи - это основная опора в демографической политике страны, они - пример другим гражданам и семьям в восстановлении и укреплении страны.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации" потребует финансирования расходов за счет средств федерального бюджета в 2025 год.
В Российской Федерации по статистическим данным за 2021 год численность многодетных семей составляет более 1565 тыс. многодетных семей. В этих семьях воспитываются более 5250 тыс. детей.
С учетом того, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу, а именно части 1-3 статьи 9, пункты 1-7 части 3 статьи 11, настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2025 года, общий объем дополнительных расходов федерального бюджета на 2025 год может составить 266,6 млрд. рублей.
В том числе расходы на финансирование следующих выплат многодетным семьям могут составить:
- на ежемесячные денежные выплаты для реализации данного законопроекта потребуется выделить из федерального бюджета в 2025 году более 70 млрд. рублей;
- на единовременные денежные выплаты многодетным семьям в 2025 году потребуется выделить из федерального бюджета более 50 млрд. рублей;
- на финансирование льгот по ЖКХ выплаты компенсации на льготы многодетным семьям по оплате жилья и выплате компенсаций за коммунальные услуги ЖКХ потребуется из федерального бюджета выделить более 97,8 млрд. рублей в 2025 году;
- на финансирование льгот по оплате за капитальный ремонт мест общего пользования жилого дома 3,7 млрд. руб. в 2025 году;
- на приобретение топлива многодетным семьям, проживающим в домах без централизованного отопления на 2024 год 7,65 млрд. рублей;
- на приобретение автомобилей многодетным семьям, в состав которых входят более 5 детей в 2025 году потребуется выделить из федерального бюджета более 30 млрд. рублей;
- на приобретение одежды детям, обучающимся в общеобразовательных организациях в возрасте до 16 лет, на 2025 год потребуется выделить из федерального бюджета 32,8 млрд. рублей.
- на горячее питание детям, обучающимся в образовательных организациях в возрасте до 16 лет, - 192 млн. рублей.
Расходы в 2025 году Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на выплату досрочных страховых пенсий по старости родителям многодетных семей, воспитавших 3, 4 и более 5 детей в возрасте до 8 лет (мужчинам, имеющим необходимый страховой стаж свыше минимального страхового стажа свыше 20 лет - потребуется свыше 2,32 млрд в 2025 году.
Итого: общий объем средств федерального бюджета, необходимых для финансирования досрочных страховых пенсий родителям многодетных семей Фондом пенсионного и социального страхования РФ в 2024 году, необходимых для реализации данного проекта Федерального закона, составит 266,6 млрд. рублей.
Учитывая, что федеральный бюджет берет на себя затраты по компенсации за коммунальные услуги многодетным семьям, у регионов высвобождается около 30 млрд. рублей на обеспечение бесплатного питания, проезда и оплаты части стоимости путевок за летний отдых.
Дополнительно за счет средств федерального бюджета необходимо в 2025 году создать федеральный реестр учета членов многодетных семей и Перечня мер государственной поддержки членов многодетных семей, оказываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Для этих целей предлагается норма о финансировании за счет средств федерального бюджета расходов на формирование информационной технологической базы федерального реестра учета членов многодетной семьи и сопровождение данного федерального реестра в составе Информационной технологической базы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, за счет субвенций из федерального бюджета и направление их в виде трансферта в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования.
Объем средств субвенций из федерального бюджета, необходимый для финансирования расходов на формирование и сопровождение федерального реестра учета членов многодетных семей в составе Информационной технологической базы Фонда пенсионного и социального страхования РФ в 2025 году - не менее 1,5 млрд. рублей.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
1) "О внесении изменений в Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 236-Ф3 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" в части реализации норм, регулирующих вопросы ведения федерального реестра членов многодетных семей, а также единого перечня государственных мер социальной поддержки многодетных семей;
2) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в части реализации видов государственной поддержки, предоставляемых многодетным семьям за счет средств федерального бюджета, передаваемых в виде трансферта в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субвенций, и мер государственной поддержки многодетным семьям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, установленных данным федеральным законом (проектом);
3) О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годы" в части финансирования в 2025 году расходов на предоставление мер государственной поддержки многодетным семьям за счет средств федерального бюджета;
4) "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 года" в части включения в бюджет Социального фонда Российской Федерации средств, направляемых из федерального бюджета в 2025 году в виде субвенций в порядке трансфера для финансирования расходов на формирование информационной базы федерального реестра членов многодетных семей, которым оказываются меры государственной поддержки, а также на формирование и сопровождение Перечня видов мер государственной поддержки, оказываемых членам многодетных семей за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации" потребует принятия следующих постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации:
1. "Порядок оформления и выдачи удостоверения многодетной семьи одному из родителей, а также требования о представлении данного удостоверения при реализации родителем прав многодетной семьи, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации".
2. "Порядок ведения федерального реестра членов многодетных семей Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами".
3. "Перечень содержащихся в федеральном реестре членов многодетных семей сведений, порядок внесения в него сведений, предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, порядок обработки этих сведений и срок их хранения, порядок осуществления доступа к этим сведениям".
4. "Порядок выплаты денежной компенсации многодетным семьям, проживающим в жилых домах без отопления, на оплату приобретения топлива в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива".
5. "О внесении изменений в "Порядок расходования и учета средств федерального бюджета, направляемых на предоставление субвенций субъектам Российской Федерации" (с учетом пункта 8 статьи 7 проекта федерального закона).
6. "О порядке предоставления одному из родителей многодетной семьи, воспитывающих четверых и более (троих - в случае наличия у одного из детей статуса ребенок-инвалид или инвалид с детства) несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, права на заключение трудового договора на воспитание несовершеннолетних детей" (в соответствии с пунктом 1 статьи 11 проекта федерального закона).
7. "Порядок предоставления однократно легкового автомобиля за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации для многодетных семей, в которых воспитываются пять и более несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет" (в соответствии с пунктами 3-5 статьи 11 проекта федерального закона).
8. Также потребуется внесение изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.02.2021 года N 431-р, которым утверждена Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года в части внесения дополнительных изменений в данную Концепцию, связанных со статьей 8 законопроекта, в котором предлагается ввести федеральный реестр учета членов многодетных семей, который будет входить в состав Единого базового реестра социального обеспечения, формируемого на базе Единой государственной информационной системы социального обеспечения в рамках единой цифровой платформы, объединяющей информационные массивы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, обеспечивающей взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.