Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 470417-8 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на товары не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры, т.е. спроса и предложения. Исключение составляют только регулируемые цены и тарифы естественных и локальных монополий - на газ, электроэнергию, коммунальные тарифы и отдельные тарифы связи и городского транспорта и т.п.
Законопроектом предлагается в целях стабилизации розничных цен на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, предоставить Правительству Российской Федерации право устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные непродовольственные товары.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях стабилизации розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе устанавливать на данные виды товаров предельно допустимые розничные цены на срок не более 90 календарных дней. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и правила установления предельно допустимых розничных цен на них установлены постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 N 530.
В январе 2023 года дефицит федерального бюджета составил более 1.7 трлн. рублей. Данное обстоятельство стало следствием снижения цен на нефть и газ, а также введения "потолка" цен со стороны недружественных стран на российские минеральные ресурсы. Дальнейшее увеличение дефицита федерального бюджета, ухудшение социально-экономического положения в стране, ослабление курса рубля: может отразиться на наиболее уязвимых социальных группах населения, поскольку повлечет перманентный рост цен, в том числе, на непродовольственные товары.
В этой связи Правительство Российской Федерации должно обладать дополнительными инструментами воздействия на субъектов рыночных отношений, которые захотят воспользоваться ухудшающейся рыночной конъюнктурой, путем увеличения цен на такие товары.
Представляется, что сам факт наличия у Правительства Российской Федерации такого инструмента воздействия на цены непродовольственных товаров, позволит сдержать субъектов экономической деятельности от необоснованного увеличения цен на данные товары, поскольку в случае несправедливого роста цен, действия Правительства Российской Федерации позволят существенно снизить необоснованную прибыль предпринимателей с возможностью применения к таким лицам мер антимонопольного реагирования. Предлагаемые новеллы направлены, прежде всего на преодоление т.н. фиаско рынка (провал рынка), когда субъекты экономической деятельности начинают действовать в ущерб общественных интересов, что влечет необходимость административного вмешательства и регулирования рыночных отношения с целью их сглаживания и/или устранения негативных последствий для общества. Поскольку подобное долгосрочное вмешательство государства в параметры установления цен создает дисбалансы в экономике и влечет дефицит таких товаров, предлагаем ограничить срок наделения Правительства Российской Федерации рассматриваемыми полномочиями до 31 декабря 2024 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не повлечет расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.