Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 448556-8 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 448556-8 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Законопроект сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
В основу бюджетной политики в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, ФОМС) положены стратегические цели развития здравоохранения, сформулированные в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597), от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Запланированные ассигнования направлены на обеспечение реализации задач и целей государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", федеральных проектов и комплексов процессных мероприятий.
Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с "базовым" вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. Бюджет Фонда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сбалансирован за счет переходящих остатков.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов представлены в следующей таблице:
млрд. рублей
|
2023 год утвержд. |
2024 год проект |
2025 год проект |
2026 год проект |
2024 год в % к уровню 2023 года |
ДОХОДЫ - всего в том числе: |
3 135,42 |
3 738,67 |
3 931,69 |
4 192,14 |
119,2 |
страховые взносы на ОМС всего, в том числе: |
2 686,38 |
3 189,60 |
3 378,66 |
3 607,02 |
118,7 |
1. взносы работающего населения |
1 788,23 |
2 167,99 |
2 274,80 |
2 437,23 |
121,2 |
2. взносы неработающего населения |
898,15 |
1 021,61 |
1 103,86 |
1 169,79 |
113,7 |
страховые взносы на ОМС неработающего населения в связи с законопроектом N 448558-8 |
- |
23,95 |
- |
- |
- |
межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
429,43 |
486,60 |
504,29 |
526,17 |
113,3 |
налоговые доходы |
14,92 |
32,86 |
42,70 |
52,49 |
220,2 |
неналоговые доходы |
4,69 |
5,66 |
6,04 |
6,46 |
120,7 |
РАСХОДЫ - всего в том числе: |
3 219,31 |
3 885,76 |
3 965,53 |
4 210,30 |
120,7 |
субвенции территориальным фондам ОМС |
2 746,94 |
3 120,18 |
3 336,42 |
3 559,42 |
113,6 |
средства на федеральные медицинские организации (ФГУ) |
163,64 |
213,71 |
228,36 |
243,56 |
130,6 |
расходы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), не включенной в базовую программу ОМС |
120,33 |
131,32 |
137,64 |
144,03 |
109,1 |
родовые сертификаты (средства, передаваемые СФР) |
15,17 |
12,58 |
12,38 |
12,27 |
82,9 |
межбюджетные трансферты в федеральный бюджет от продления взносов на 12 месяцев |
- |
148,21 |
- |
- |
- |
изготовление и доставка полисов ОМС единого образца |
1,25 |
- |
- |
- |
- |
финансовое и материально-техническое обеспечение ФОМС |
1,55 |
2,19 |
2,04 |
2,10 |
141,3 |
нормированный страховой запас |
170,43 |
257,57 |
248,69 |
248,92 |
151,1 |
Дефицит (-)/Профицит (+) |
- 83,89 |
-147,09 |
- 33,84 |
- 18,16 |
|
Общий объем доходов бюджета Фонда прогнозируется на 2024 год в сумме 3 738,67 млрд. рублей с ростом к уровню прошлого года на 19,2% (на 6,4 процентных пункта больше, чем в предыдущем), на 2025 год - 3 931,69 млрд. рублей, на 2026 год - 4 192,14 млрд. рублей.
Расходы бюджета Фонда планируются на 2024 год в сумме 3 885,76 млрд. рублей с ростом к уровню прошлого года на 20,7% (на 5,8 процентных пункта больше, чем в предыдущем), на 2025 год - 3 965,53 млрд. рублей, на 2026 год - 4 210,30 млрд. рублей.
Дефицит бюджета Фонда планируется в 2024 году в сумме 147,09 млрд. рублей, что больше утвержденного размера дефицита на 2023 год на 63,2 млрд. рублей. В 2025 году ожидается дефицит в сумме 33,84 млрд. рублей, а в 2026 году 18,16 млрд. рублей.
Основным источником формирования доходной части бюджета Фонда являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), доля которых в общих доходах планируется в 2024 году - 85,3% (3 189,60 млрд. рублей), в 2025 году - 85,9% (3 378,66 млрд. рублей), в 2026 году - 86,0% (3 607,02 млрд. рублей).
Расчет показателей бюджета Фонда произведен на основании численности граждан, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2023 года в количестве 144,2 млн. человек, в том числе работающего населения 63,0 млн. человек, неработающего населения 81,2 млн. человек.
Общий размер поступления страховых взносов на ОМС работающего населения оценивается на 2024 год в сумме 2 167,99 млрд. рублей (больше показателя на 2023 год на 21,2% или на 379,76 млрд. рублей), на 2025 год - 2 274,80 млрд. рублей, на 2026 год - 2 437,23 млрд. рублей.
Сумма страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающих в доход бюджета Фонда, рассчитана исходя из объема фонда заработной платы, который согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год составит 42 364 млрд. рублей, в 2025 году - 45 459 млрд. рублей, в 2026 году - 48 755 млрд. рублей.
Расчет страховых взносов на ОМС работающего населения произведен с учетом вступивших в силу с 1 января 2023 года Федеральных законов от 14 июля 2022 года N 239-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" и N 264-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 1 статьи 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации", предусматривающих введение единого тарифа страхового взноса для государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов в размере 30% и свыше установленной единой предельной величины базы - 15,1%, норматива отчислений в Федеральный фонд - 18,3%.
Планируется собрать страховые взносы на ОМС в пределах установленной единой предельной величины базы (по тарифу 5,5%) в 2024 году - 1 777,5 млрд. рублей, в 2025 году - 1 911,6 млрд. рублей, в 2026 году - 2 050,2 млрд. рублей; свыше установленной единой предельной величины базы (по тарифу 2,8%) в 2024 году - 117,3 млрд. рублей, в 2025 году - 126,1 млрд. рублей, в 2026 году - 135,2 млрд. рублей.
Объем поступления страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах пониженные тарифы, планируется в пределах установленной единой предельной величины базы в 2024 году в сумме 147,5 млрд. рублей, в 2025 году - 157,3 млрд. рублей, в 2026 году - 168,7 млрд. рублей; свыше установленной единой предельной величины базы - в 2024 году - 20,0 млрд. рублей, в 2025 году - 21,4 млрд. рублей, в 2026 году - 23,0 млрд. рублей.
В доходах бюджета Фонда учтены поступления страховых взносов на ОМС работающего населения, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, осуществляющими свою деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в 2024 году в сумме 14,8 млрд. рублей, в 2025 году - 15,6 млрд. рублей, в 2026 году - 16,5 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что в составе "бюджетного пакета" был внесен проект федерального закона N 448558-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - проект федерального закона N 448558-8), которым продлевается на 2024 год особый порядок финансирования медицинской помощи в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области.
Для плательщиков, производящих выплаты в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей федеральных судов, мировых судей объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в 2024 - 2026 годах рассчитан по тарифу 5,1%. По указанным плательщикам планируется собрать страховые взносы в 2024 году в сумме 10,6 млрд. рублей, в 2025 году - 11,4 млрд. рублей, в 2026 году - 12,2 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, рассчитано исходя из среднегодовой численности данной категории плательщиков за 2022 год (3,5 млн. человек) по данным Федеральной налоговой службы, совокупного фиксированного размера 49 500 рублей и норматива отчисления в Фонд - 19,8922%. Поступления в доход бюджета Фонда по данной категории плательщиков планируются в 2024 - 2026 годах в сумме 31,5 млрд. рублей ежегодно.
Прогнозируемый объем поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения составляет: в 2024 году - 1 021,61 млрд. рублей (что больше планируемых поступлений в 2023 году на 123,46 млрд. рублей или на 13,7%), в 2025 году - 1 103,86 млрд. рублей, в 2026 году - 1 169,79 млрд. рублей.
Размер поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан в соответствии с требованиями Федерального закона N 326-ФЗ, Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" (далее - Закон N 354-ФЗ), исходя из численности застрахованного по ОМС неработающего населения по состоянию на 1 января 2023 года в количестве 81 217,2 тыс. человек (по данным единого регистра застрахованных лиц, включающем региональные сегменты, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), исходя из тарифа 18 864,6 рубля, коэффициентов дифференциации и коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг (далее - коэффициент удорожания) (на 2024 год в размере 1,503 (больше уровня 2023 года на 0,137), на 2025 год - 1,624, на 2026 год - 1,721), указанных в законопроекте.
Кроме того, на 2024 год предусматривается поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в сумме 23,95 млрд. рублей, объем которого определен исходя из прогнозной численности населения, проживающего в соответствующем субъекте Российской Федерации по состоянию на 1 января 2024 года, за исключением численности работающего населения на 1 июля 2023 года по данным Федеральной налоговой службы и тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, рассчитанного согласно Закону N 354-ФЗ.
Прогнозная численность населения в новых субъектах Российской Федерации на 1 января 2024 года определена в количестве 3 227 429 человек, исходя из данных МВД России об оформленных на 12 сентября 2023 года на указанных территориях 2 827 429 паспортов гражданина Российской Федерации с оценкой выдачи паспортов гражданина Российской Федерации до конца 2023 года дополнительно в количестве 400 тысяч.
Указанные нормы предусмотрены проектом федерального закона N 448558-8, в нем уточняется порядок расчета страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2024 году, а также устанавливается порядок их уплаты указанными субъектами Российской Федерации в бюджет Фонда. Устанавливаемый размер ежемесячного платежа и сроки уплаты аналогичны установленным Федеральным законом N 326-ФЗ.
Из федерального бюджета законопроектом предусматриваются межбюджетные трансферты в бюджет Фонда в размере 486,6 млрд. рублей в 2024 году (на 57,17 млрд. рублей или на 13,3% больше показателя 2023 года), 504,29 млрд. рублей в 2025 году, 526,17 млрд. рублей в 2026 году на:
финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: на 2024 - 2025 годы по 140 млрд. рублей ежегодно (на уровне 2023 года);
компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование на 2024 год в сумме 198,16 млрд. рублей, что на 48,77 млрд. рублей больше показателя 2023 года или на 32,6%, на 2025 год - 209,35 млрд. рублей, на 2026 год - 224,52 млрд. рублей;
обеспечение нестраховых расходов (высокотехнологичная медицинская помощь (далее также - ВМП) вне базовой программы ОМС и родовой сертификат) на 2024 год в сумме 138,44 млрд. рублей, что на 8,40 млрд. рублей больше показателя 2023 года, на 2025 год - 144,56 млрд. рублей, на 2026 год - 150,85 млрд. рублей;
на проведение медицинской реабилитации на 2024 год в сумме 10,00 млрд. рублей, аналогично показателю 2023 года, на 2025 год - 10,38 млрд. рублей, на 2026 год - 10,80 млрд. рублей.
Расчет выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС работающего населения произведен в соответствии с нормами статьи 20 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" по данным отчетности Федеральной налоговой службы о размерах облагаемой базы для начисления страховых взносов за 2022 год по категориям плательщиков, для которых установлены единые пониженные тарифы страховых взносов.
Объем поступлений налога на профессиональный доход, налогов на совокупный доход, а также задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам планируется на 2024 год в сумме 32,86 млрд. рублей, на 2025 год - 42,70 млрд. рублей, на 2026 год - 52,49 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что указанные доходы выросли максимально по сравнению с остальными в 2024 году по сравнению с 2023 годом. Так налоговые доходы ФОМС выросли на 17,94 млрд. рублей или в 2,2 раза.
Значительное увеличение прогнозируемых налоговых доходов на 2024 год по отношению к 2023 году (более чем в 2 раза) обусловлено изменением ФНС России методики прогнозирования поступлений налога на профессиональный доход: вместо ранее применяемого индекса потребительских цен применен показатель, характеризующий динамику прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета.
Доля налоговых доходов в общей сумме доходов Фонда возрастает на 0,2 п.п. ежегодно за период с 2024 по 2026 год. В общей прогнозной сумме налоговых доходов основная доля приходится на поступление налога на профессиональный доход - от 97,0% в 2024 году до 98,1% в 2026 году.
Комитет отмечает высокий рост поступлений от налогов на совокупный доход, начиная с 2019 года, который произошел за счет введения налога на профессиональный доход. Увеличение объемов таких поступлений отражает активное вовлечение в экономику самозанятых граждан.
Объем доходов бюджета Фонда от прочих неналоговых поступлений, которые не имеют системного (регулярного) характера, рассчитан в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений доходов в бюджет Фонда и планируется на 2024 год в сумме 5,66 млрд. рублей (больше на 0,97 млрд. рублей или на 20,7% показателя 2023 года), на 2025 - 6,04 млрд. рублей, на 2026 год - 6,46 млрд. рублей.
Расчет расходов бюджета Фонда произведен с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2024 год в сумме 3 885,76 млрд. рублей, на 2025 год - 3 965,53 млрд. рублей, на 2026 год - 4 210,30 млрд. рублей. Таким образом, расходы Фонда на 2024 год увеличились относительно утвержденных объемов на 2023 год на 666,45 млрд. рублей или на 20,7%.
В структуре расходов бюджета Фонда на долю субвенций территориальным фондам ОМС в 2024 году приходится 80,3%. В соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции на 2024 год в сумме 3 120,18 млрд. рублей, на 2025 год - 3 336,42 млрд. рублей, на 2026 год - 3 559,42 млрд. рублей.
По сравнению с предыдущим годом рост объема субвенций в 2024 году составит 373,24 млрд. рублей или на 13,6%.
Законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации на 2024 год.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен по методике на основе численности застрахованных лиц на 1 января 2023 года, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации и коэффициента корректировки по доле участия федеральных медицинских организаций в территориальной программе ОМС.
Кроме того, вводится коэффициент доступности медицинской помощи, который позволит учесть более равномерное ее распределение в зависимости от расселения населения на территории Российской Федерации.
Этот коэффициент вводится для 25 субъектов Российской Федерации с низкой плотностью населения. Это позволит увеличить размер субвенции для указанных регионов: в 2024 году - на общую сумму 22,4 млрд. рублей, в 2025 году - 23,9 млрд. рублей, в 2026 году - 25,5 млрд. рублей. Наибольшее значение указанного коэффициента (1,049 и 1,050) установлено 9 субъектам Российской Федерации (Ненецкому автономному округу, Магаданской области, Республике Саха (Якутия), Чукотскому автономному округу, Республике Коми, Хабаровскому краю, Камчатскому краю. Красноярскому краю, Ямало-Ненецкому автономному округу), что оказало влияние на увеличение объема субвенций по сравнению с показателями, предусмотренными в бюджете на 2023 - 2025 годы. При этом дополнительный прирост размера субвенций в указанных регионах составит от 4,7% в 2024 году до 5,0% в 2026 году.
Планируемый размер субвенции обеспечивает подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2024 год в размере 17 932,5 рублей (что больше показателя на 2023 год на 2 108,9 рублей или на 13,3% и больше роста 2023 года на 1,7 процентных пункта), на 2025 год - 19 175,3 рублей, на 2026 год - 20 456,9 рублей, который предусмотрен в проекте Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи (далее - ПГГ) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Счетная палата отмечает, что в соответствии с Методикой распределения субвенций размер субвенции определяется по формуле, в которой одним из показателей определен норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС, установленный в ПГГ на год, на который рассчитывается субвенция. При этом на момент формирования проекта бюджета ФОМС на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов ПГГ на 2024 год (на который рассчитывается субвенция) не утверждена. Таким образом, существует риск нарушения положений указанной методики.
При этом в ходе проведения Счетной палатой контрольного мероприятия в Методику распределения субвенций внесены изменения от 30 сентября 2023 года (Постановление Правительства Российской Федерации N 1618), предусматривающие изменение подходов к определению норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, который должен соответствовать показателю ПГГ на год, на который рассчитывается субвенция.
Таким образом, указанные изменения Методики распределения субвенций создали условия для расчета и утверждения норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС под утвержденные объемы субвенций. На это обращают внимание также Счетная палата и Комитет Государственной Думы по охране здоровья.
За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе ВМП по установленному перечню.
Оплата указанной медицинской помощи осуществляется по тарифам, учитывающим расходы медицинских организаций, установленные частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ.
Размер субвенции учитывает:
сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100% в соответствии с Указом N 597 с учетом доли средств ОМС в фонде оплаты врачей и среднего медицинского персонала - 83,0%;
увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала с 1 октября;
увеличение остальных расходов медицинских организаций, работающих в сфере ОМС, на индекс потребительских цен с 1 января;
финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения;
обеспечение мероприятий по медицинской реабилитации застрахованных лиц, в том числе перенесших COVID-19. Предусматривается на 2024 год - 10,0 млрд. рублей, на 2025 год - 10,4 млрд. рублей, на 2026 год - 10,8 млрд. рублей. Указанные расходы предусмотрены за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда.
В расходах бюджета Фонда предусмотрены средства на финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), включенной в базовую программу ОМС, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее - федеральные медицинские организации, ФГУ) в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования.
Средства на федеральные медицинские организации запланированы на 2024 год в объеме 213,71 млрд. рублей (больше на 50,07 млрд. рублей уровня 2023 года или на 30,6% и больше роста 2023 года на 24,6 процентных пункта), на 2025 год - 228,36 млрд. рублей, на 2026 год - 243,56 млрд. рублей. Объемы финансового обеспечения определены с учетом включения новых методов высокотехнологичной медицинской помощи с использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов.
Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. в 2020 году установлены средние нормативы объема оказания и средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на проведение молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора таргетной терапии в амбулаторных условиях в рамках базовой программы ОМС с учетом информации о потребности в указанных исследованиях, полученной от субъектов Российской Федерации, а также данных Министерства здравоохранения Российской Федерации. ПГГ на 2024 год и па плановый период 2025 и 2026 годов предусмотрен норматив финансовых затрат на проведение таких исследований 9 004,9 рубля. За первое полугодие 2023 года медицинскими организациями в субъектах Российской Федерации (с учетом межтерриториальных расчетов), а также федеральными медицинскими организациями было проведено 106,6 тыс. исследований с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии.
Счетная палата указывает, что в ряде субъектов Российской Федерации нормативы объемов молекулярно-генетических исследований не выполняются. Так, например, не выполнено ни одного исследования в рамках базовой программы ОМС в Республике Тыва, Камчатском крае. Республике Ингушетия.
По мнению Счетной палаты это требует дополнительного анализа со стороны Минздрава России и ФОМС.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Фонда планируются обособленные целевые средства на 2024 год в сумме 131,32 млрд. рублей (на 10,99 млрд. рублей больше утвержденных показателей на 2023 год или 9,1% и больше роста 2023 года на 2,2 процентных пункта), на 2025 год - 137,64 млрд. рублей, на 2026 год - 144,03 млрд. рублей.
Из указанных плановых объемов основная доля расходов (98,5%) приходится на финансовое обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой ФГУ: на 2024 год предусмотрено 129,32 млрд. рублей, на 2025 год - 135,53 млрд. рублей, на 2026 год - 141,82 млрд. рублей.
Оставшаяся часть (1,5%) приходится на финансовое обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой медицинскими организациями частной системы здравоохранения, законопроектом на 2024 год предусмотрено 2,00 млрд. рублей (меньше на 0,93 млрд. рублей соответствующего показателя, запланированного в бюджете на 2023 - 2025 годы), на 2025 год - 2,11 млрд. рублей (меньше на 0,97 млрд. рублей соответствующего показателя, запланированного в бюджете на 2023 - 2025 годы) и на 2026 год 2,21 млрд. рублей.
В рамках демографической политики в 2024 - 2026 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - СФР) на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни (родовые сертификаты) в 2024 году в сумме 12,58 млрд. рублей (что меньше на 2,59 млрд. рублей или на 17,1% утвержденного объема на 2023 год), в 2025 году - 12,38 млрд. рублей, в 2026 году - 12,27 млрд. рублей с учетом прогнозного уровня рождаемости.
Стоимость родового сертификата предусматривается в размере 12,0 тыс. рублей и включает в себя: бесплатное оказание гражданам медицинской помощи, услуг, оказанных женщинам в период беременности, в сумме 4,0 тыс. рублей (услуг по оказанию медицинской помощи в сумме 3,0 тыс. рублей и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи в сумме 1,0 тыс. рублей) и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев, в течение которых проводились профилактические медицинские осмотры, за каждого ребенка с момента постановки его на учет.
В 2024 году в бюджете Фонда предусмотрен межбюджетный трансферт, передаваемый федеральному бюджету от поступления страховых взносов, срок уплаты которых был продлен на 12 месяцев в размере 148,21 млрд. рублей.
Начиная с 2024 года, законопроектом не предусмотрены расходы на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца (на 2023 год было запланировано 1,25 млрд. рублей). Ранее расчеты производились с учетом ежегодного сокращения их количества на 10% в связи с постепенным переходом на электронный полис.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 6 декабря 2021 года N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", полис ОМС с 1 декабря 2022 года может быть выдан в виде документа на материальном носителе, предназначенном для нанесения, хранения и передачи полиса, а также в виде штрихового кода (графической информации в кодированном виде), выполненного посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
С 2023 года осуществлен полный переход на выдачу полисов ОМС в электронном виде, в связи с чем изготовление полисов ОМС и их выдача на материальном носителе прекращены.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2024 год в сумме 2,19 млрд. рублей (больше на 0,64 млрд. рублей утвержденных показателей на 2023 год), на 2025 год - 2,04 млрд. рублей, на 2026 год - 2,10 млрд. рублей. Расходы на указанные цели в 2024 году составят 0,06% от общих расходов бюджета Фонда и 0,05% в 2025 - 2026 годах.
В очередной раз Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает необходимость повышения прозрачности расходов, осуществляемых из средств нормированного страхового запаса (НСЗ) бюджета Фонда. На это также обращает внимание Счетная палата и Комитет Государственной Думы по охране здоровья, который предлагает отражать распределение указанных средств по направлениям расходования (по отдельным целевым статьям) или в отдельном приложении к закону.
В законопроекте объем НСЗ ФОМС отражен одной суммой и планируется на 2024 год в сумме 257,57 млрд. рублей, что на 87,14 млрд. рублей или на 51,1% больше показателя 2023 года, на 2025 год - 248,69 млрд. рублей, на 2026 год - 248,92 млрд. рублей.
Указанные средства по решению Фонда будут направляться:
1) на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Фонда, предусмотренных законопроектом, в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения;
2) на финансовое обеспечение отдельных решений Правительства Российской Федерации;
3) на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов;
4) на обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников федеральных медицинских организаций по программам повышения квалификации;
5) на реализацию решений Правительства Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий по развитию и эксплуатации государственной информационной системы обязательного медицинского страхования;
6) на оплату расходов Фонда на социальное обеспечение и иные выплаты населению сверх бюджетных ассигнований, предусмотренные по целевой статье расходов "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" комплекса процессных мероприятий "Организационно-методическое обеспечение разработки программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", в случае недостаточности указанных бюджетных ассигнований, образовавшейся в ходе исполнения бюджета Фонда в 2024 году;
7) на финансовое обеспечение расходов по оказанию медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в рамках базовой программы ОМС (проектом федерального закона N 448558-8 установлен порядок предоставления из бюджета ФОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС межбюджетных трансфертов в целях финансирования оказания медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, застрахованным лицам по ОМС, проживающим на территориях указанных субъектов Российской Федерации);
8) на предоставление бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для:
- формирования нормированного страхового запаса территориального фонда для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала (далее - софинансирование устранения кадрового дефицита);
- осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения (далее - стимулирующие выплаты за выявление онкологических заболеваний).
Комитет отмечает, что в рамках "бюджетного пакета" был также внесен проект федерального закона N 448559-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона N 448559-8), которым предусматривается продление до 2026 года предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов ОМС на осуществление стимулирующих выплат за выявление онкологических заболеваний, а также на формирование нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования для софинансирования устранения кадрового дефицита. Данные выплаты производятся с 2020 года и предусматривались ранее в бюджете Фонда в НСЗ.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона N 448559-8 объем бюджетных ассигнований бюджета ФОМС на осуществление софинансирования устранения кадрового дефицита на 2024 год составит 7 769,2 млн. рублей, на 2025 год - 8 027,2 млн. рублей, на 2026 год - 8 252,6 млн. рублей.
Комитет отмечает, что запланированные объемы средств на осуществление софинансирования устранения кадрового дефицита в 2024 году и в 2025 году меньше запланированных показателей в бюджете ФОМС на 2023 - 2025 годы в 2,6 и 2,7 раза соответственно, что представляется ожидаемым, учитывая сохраняющиеся низкие темпы освоения указанных средств (на основании Аналитической записки Счетной палаты Российской Федерации о ходе исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за январь - июнь 2023 года).
Счетная палата в своем заключении на законопроект о бюджете Фонда на 2024 - 2026 годы отмечает позитивную динамику использования указанных средств по итогам 2023 года (исполнение составило 45,1% поступивших средств ФОМС), что обусловлено вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 года N 1936, регулирующего порядок расчета прогнозного значения годового прироста численности врачей и среднего медицинского персонала.
Данным постановлением, в том числе установлено, что начиная с 7-го месяца года предоставления таких трансфертов их размер, подлежащий ежемесячному перечислению бюджету территориального фонда соответствующего субъекта Российской Федерации, уменьшается на сумму остатков средств, образовавшихся в результате неполного использования территориальным фондом этих трансфертов в текущем году.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона N 448559-8 объем бюджетных ассигнований бюджета ФОМС на осуществление стимулирующих выплат за выявление онкологических заболеваний на 2024 год составит 81,1 млн. рублей, на 2025 год - 83,3 млн. рублей, на 2026 год - 85,5 млн. рублей;
Так запланированные объемы в 2024 году и в 2025 году больше запланированных показателей в бюджете ФОМС на 2023 - 2025 годы в 1,4 раза (больше на 23 млн. рублей) и в 1,3 раза (больше на 19,9 млн. рублей) соответственно или в 1,5 раза больше, чем в 2023 году (54,0 млн. рублей).
Комитет обращает внимание, что в Аналитической записке Счетной палаты Российской Федерации о ходе исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за январь - июнь 2023 года указывается на сохранение тенденции к низкому освоению средств на осуществление стимулирующих выплат за выявление онкологических заболеваний. Так за первое полугодие 2023 года медицинскими организациями фактически использовано 1,7 млн. рублей (7,3% объема средств, поступивших из ФОМС территориальным фондам обязательного медицинского страхования), при этом в 33 субъектах Российской Федерации средства на указанные цели не использованы.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в очередной раз отмечает низкое освоение медицинскими организациями средств, предусмотренных на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения. С учетом чрезвычайной социальной важности раннего выявления онкологических заболеваний Комитет отмечает необходимость повышения эффективности механизма осуществления стимулирующих выплат за выявление онкологических заболеваний.
Комитет Совета Федерации по социальной политике обращает внимание, что ежегодно при оценке исполнения бюджета Фонда отмечается низкая востребованность (менее 50%) бюджетных ассигнований на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья предлагает рассмотреть вопрос об упрощении порядка осуществления указанных выплат, в том числе пересмотре перечня медицинских работников, получающих указанные выплаты, с целью определения ключевых специалистов, осуществляющих выявление онкологических заболеваний на ранних стадиях.
Счетная палата отмечает, что законопроектом в составе НСЗ Фонда запланированы расходы на мероприятия по созданию национальной цифровой платформы "Здоровье" на 2024 - 2026 годы в общей сумме 9 720,45 млн. рублей (по 3 240,15 млн. рублей ежегодно). При этом в финансово-экономическом обосновании к проекту по созданию Национальной цифровой платформы "Здоровье" указанные расходы на 2025 и 2026 годы не предусмотрены, что создает риски необоснованного включения расходов в общей сумме 6 480,30 млн. рублей в проект бюджета ФОМС на 2025 и 2026 годы.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья в своем заключении на законопроект отразил проблему роста просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций, несмотря на принимаемые меры по сдерживанию роста расходов учреждений, в том числе фондов оплаты труда, и поддерживает предложение Министерства здравоохранения Российской Федерации по осуществлению совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, постоянного методологического и организационного сопровождения процесса повышения качества управления финансовыми ресурсами в системе обязательного медицинского страхования.
Выводы
1. Основные характеристики проекта бюджета Фонда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 326-ФЗ, а также параметрам проекта федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (законопроект N 448554-8).
2. Комитет отмечает рост просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций и считает необходимым поиск решения данной проблемы в 2024 году.
3. Комитет Государственной Думы по охране здоровья, а также Комитет Совета Федерации по социальной политике и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддерживают принятие законопроекта в первом чтении.
4. Счетная палата отмечает, что законопроект разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 169, статьей 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, показателями государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", на основании данных прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года и с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует проект федерального закона N 448556-8 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.