Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 471081-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" разработан в целях уточнения порядка представления резидентами - субъектами внешнеэкономической деятельности (далее - резиденты) в Банк России информации об активах и обязательствах, номинированных и (или) подлежащих оплате в иностранных валютах в пользу нерезидентов, а также установления возможности более полного охвата оценки валютных рисков в условиях действия ограничительных мер со стороны "недружественных" государств в отношении Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на более эффективный мониторинг и оценку равномерности притока и оттока иностранной валюты, а также своевременное выявление потенциальных дисбалансов, угрожающих стабильности финансового рынка, на фоне реализующихся геополитических рисков.
В часть 5 статьи 24 Закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) вносятся изменения, которыми вводится обязанность резидентов представлять информацию о валютных активах и обязательствах, включая такую информацию с учетом имеющихся у таких юридических лиц - резидентов в том числе находящихся за пределами территории Российской Федерации дочерних хозяйственных обществ (при наличии).
Частью 6 статьи 22 Закона N 173-ФЗ в редакции законопроекта в целях получения более детализированной и полной информации предусмотрена унификация требований к составлению и представлению резидентами-экспортерами информации о валютных активах и обязательствах. Состав, форму, сроки, порядок составления и представления резидентами указанной информации предлагается установить нормативным актом Банка России по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России.
В абзаце шестом части 6 статьи 22 Закона N 173-ФЗ исключаются положения о размещении перечня на официальном сайте Банка России в сети "Интернет". При этом порядок доведения до сведения резидентов информации о включении в перечень резидентов предлагается устанавливать Банком России.
Также в абзац первый части 8.1 статьи 23 Закона N 173-ФЗ вносятся изменения, предусматривающие, что представление и передача документов и информации, связанных с исполнением резидентами требований части 5 статьи 24 Закона N 173-ФЗ, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны.
Срок вступления в силу законопроекта предлагается установить с 1 января 2024 г. в связи с необходимостью повышения эффективности оценки валютных рисков в условиях внешнего санкционного давления со стороны "недружественных" государств.
В законопроекте содержатся требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках валютного контроля.
Вместе с тем положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" не распространяются на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере действия законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" также не применяются к организации и осуществлению такого вида государственного контроля (надзора), как валютный контроль. Принятие и реализация положений законопроекта не потребует дополнительных денежных средств из федерального бюджета, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет отрицательных социально - экономических, финансовых и иных последствий.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Аналогичных по содержанию законопроектов на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не имеется.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребует дополнительных затрат средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не повлечет необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.