Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 471065-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время законодательно не установлена возможность поставки этилового спирта организацией в случае аннулирования или прекращения лицензии такой организации на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (далее - лицензия на производство этилового спирта), а также не установлен порядок реализации лицензиатом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в рамках процедуры банкротства.
Согласно статье 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий запрещены.
При этом Федеральным законом N 171-ФЗ предусмотрена возможность в течение двух месяцев с момента аннулирования или прекращения действия лицензии на производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции у организации, осуществляющей такую деятельность, на поставки остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной организации, имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ).
Однако возможность поставки остатков этилового спирта организации, имеющей лицензию на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции или на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, в течение указанного срока не предусмотрена, а оставшийся по истечение двух месяцев этиловый спирт приобретает статус находящегося в незаконном обороте и подлежит уничтожению.
При этом организация, лицензия на производство этилового спирта которой аннулирована или действие ее прекращено, может иметь задолженность по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации или перед иными кредиторами (далее - задолженность).
Аналогичную задолженность может иметь также организация, находящаяся в процедуре банкротства, лицензия которой на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - лицензия) аннулирована или действие ее прекращено.
Вместе с тем при предоставлении права таким организациям реализовывать имеющиеся остатки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции могут быть выручены средства, которые, в свою очередь, могут быть использованы для погашения указанной задолженности.
В этой связи Минфином России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект), которым предлагается:
1) установить возможность поставки этилового спирта организациям, имеющим лицензию на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции или на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, в течение двух месяцев в случае аннулирования или прекращения действия лицензии на производство этилового спирта;
2) предусмотреть возможность реализации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организацией, лицензия которой аннулирована или действие ее прекращено, в отношении которой возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
3) предусмотреть, что остатки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции будут подлежать реализации в соответствии положениями Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" о реализации имущества должника, но с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ (например, требования о соблюдении минимальной цены при реализации такой продукции), в случае если организация, которой принадлежат такие остатки, признана несостоятельной (банкротом), в том числе в случае аннулирования или прекращения действия у нее лицензии.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят в случае возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) либо признания лицензиата несостоятельным (банкротом) реализовывать имеющиеся остатки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а вырученные средства направлять в качестве удовлетворения требований как перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, так и перед иными кредиторами.
Законопроектом предполагается введение требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), предоставления разрешений.
Соблюдение организацией, лицензия которой аннулирована или действие ее прекращено, в случае наличия возбужденного в отношении такой организации дела о банкротстве требования о наличии временного разрешения, предусматривающего право на осуществление действий, указанных в абзацах четвертом - шестом пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ (далее - временное разрешение), для осуществления соответствующих действий, будет относиться к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ, предусмотрев проведение оценки соответствия заявителя обязательным требованиям в рамках предоставления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю (надзору) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, государственной услуги по выдаче временного разрешения.
При этом законопроектом не предусматриваются введение дополнительных санкций в случае осуществления действий, указанных в абзацах четвертом - шестом пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, без временного разрешения, поскольку в таких случаях будут действовать санкции, предусмотренные Федеральным законом N 171-ФЗ за осуществление деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не окажет влияния на достижение целей государственных программ и будет иметь благоприятные экономические и социальные последствия.
Законопроектом не предусматривается введение каких-либо административных и иных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не приведет к дополнительным расходам федерального бюджета, а также других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребуется принятие, изменение, приостановление или признание утратившими силу иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) потребуется принятие:
1) постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 2021 г. N 1720 "Об утверждении Правил оценки соответствия заявителя обязательным требованиям в рамках предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственных услуг, предусмотренных пунктом 6.1 статьи 8, статьями 14.1 и 17.1, статьей 19 (в части лицензирования) и абзацем вторым пункта 5 статьи 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Обоснование необходимости подготовки - пункт 2 статьи 1 Федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - приведение в соответствие положений постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2021 г. N 1720 "Об утверждении Правил оценки соответствия заявителя обязательным требованиям в рамках предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственных услуг, предусмотренных пунктом 6.1 статьи 8, статьями 14.1 и 17.1, статьей 19 (в части лицензирования) и абзацем вторым пункта 5 статьи 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" положениям Федерального закона.
Предполагаемый срок принятия - 1 июня 2024 г.
Федеральный орган исполнительной власти - головной исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители: Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;
2) приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "Об утверждении порядка уничтожения находящихся на хранении остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Обоснование необходимости подготовки - абзац восьмой подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - установление порядка уничтожения лицензиатом в течение 60 календарных дней со дня аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или прекращения ее действия находящихся на хранении остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С учетом срока вступления в силу абзаца восьмого подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона о возможности уничтожения находящихся на хранении остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю (надзору) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Федерального закона, и с учетом положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" предполагаемый срок принятия - 1 июня 2024 г.
Федеральный орган исполнительной власти - головной исполнитель: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
Федеральный орган исполнительной власти - соисполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.