Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 471060-8 "О внесении изменений в статьи 7.1 и 8 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на совершенствование механизмов участия нотариусов в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, а также на повышение эффективности антиотмывочных мер, применяемых лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Имеющиеся данные свидетельствуют об использовании института нотариата в схемах легализации преступных доходов. Так, например, получили распространение некие схемы совершения отдельными нотариусами исполнительных надписей о принудительном взыскании значительных сумм по договорам с целью легализации денежных средств, полученных преступным путем. С учетом поступившей от финансовых организаций информации объем таких сомнительных сделок (операций), совершенных на основании исполнительных документов нотариусов, только в 2022 году составил более 3 млрд. рублей. С момента наделения в январе 2023 года кредитных организаций правом отказать в совершении операций по исполнительным документам нотариусов при наличии подозрений в их связи с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма было принято кредитными организациями решений об отказах, а по сути пресечено совершение незаконных финансовых операций с использованием исполнительной надписи нотариуса на общую сумму 2,6 млрд. рублей.
С учетом изложенного для устранения имеющихся рисков совершения незаконных финансовых операций проектом федерального закона предлагается законодательно закрепить требование об исполнении нотариусами обязанностей, предусмотренных статьей 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ, при совершении отдельных нотариальных действий. К числу вышеперечисленных нотариальных действий, в отношении которых должны будут применяться противолегализационные меры, отнесены лишь действия, связанные с совершением финансовых операций. Отдельно на законодательном уровне закрепляется исчерпывающий перечень сделок, при удостоверении которых нотариусом должны применяться противолегализационные меры.
Одновременно законопроектом вносятся изменения в Основы законодательства о нотариате, управомочивающие нотариуса отказать в совершении не только исполнительной надписи, но также и иных нотариальных действий при наличии достаточных оснований полагать, что их совершение может быть использовано в целях легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
Кроме того, законодательство Российской Федерации в настоящее время не предусматривает обязанность нотариусов предоставлять в уполномоченный государственный орган информацию о случаях реализации нотариусами права на отказ в совершении нотариального действия. Непредставление такой информации препятствует проведению анализа и последующему принятию предусмотренных законодательством мер, направленных на снижение рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Проектом федерального закона данный недостаток с учетом общего требования о документальном фиксировании и предоставлении информации в уполномоченный орган (пункт 13 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ) устраняется.
Учитывая фактическое вовлечение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в антиотмывочную систему в части представления ими в уполномоченный государственный орган информации о сделках и финансовых операциях, в отношении которых имеются подозрения в их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, проектом федерального закона с целью повышения эффективности такой системы предлагается распространить на указанную категорию лиц обязанности, предусмотренные пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ.
Проектом федерального закона на лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ, распространяется обязанность по предоставлению информации по запросу Росфинмониторинга. Данная обязанность основывается на предусмотренном международными антиотмывочными стандартами полномочии подразделения финансовой разведки, связанном с получением необходимой дополнительной информации. При этом обязанность по представлению информации по запросу Росфинмониторинга в части нотариальных действий возлагается на нотариусов при совершении исполнительной надписи и удостоверении медиативного соглашения в случае проведения Росфинмониторингом проверки операций на их связь с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества или финансированием терроризма.
Предоставление лицами, указанными в проектируемом пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ, вышеобозначенной информации не будет являться нарушением установленной законодательством Российской Федерации тайны.
Действующая редакция пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ возлагает на адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительные органы личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда) в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах", лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, обязанность принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
С учетом неучастия в совершении финансовых операций аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также специфики совершения нотариальных действий, законопроектом в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ предусматривается специальная норма, закрепляющая уточненный круг субъектов, обязанных принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и случаи, когда такие меры должны применяться.
С учетом изменений в Федеральный закон N 115-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 28 июня 2022 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", для изменяемого законопроектом круга субъектов статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ (кроме аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов) фиксируется обязанность по информированию уполномоченного органа о принятых в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 2 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Законопроект предусматривает, что порядок передачи адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда) в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах", лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами информации в Росфинмониторинг будет определяться Правительством Российской Федерации.
При этом законопроектом с учетом предлагаемого подхода базовая законодательная норма об обеспечении работниками Росфинмониторинга сохранности охраняемых законом сведений распространяется на информацию, составляющую адвокатскую, нотариальную и аудиторскую тайны.
В целом предлагаемые изменения позволят повысить эффективность национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Поскольку требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма выведены из-под сферы применения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", проект федерального закона не содержит обязательных требований.
В то же время соблюдение требований статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ будет являться предметом контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Проектом федерального закона предусматривается отложенный срок его вступления в силу, а именно по истечении 180 дней со дня официального опубликования федерального закона, что позволит субъектам статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ подготовиться к исполнению изменяемых антиотмывочных требований.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.1 и 8 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Реализация, положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.1 и 8 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.1 и 8 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.1 и 8 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.1 и 8 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.1 и 8 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" потребует внесение изменений в следующие нормативные правовые акты.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. N 569 "Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Росфинмониторинг.
Срок разработки постановления Правительства Российской Федерации - в течение 3 месяцев со дня принятия федерального закона.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1188 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами".
Ответственный исполнитель - Росфинмониторинг.
Срок разработки постановления Правительства Российской Федерации - в течение 3 месяцев со дня принятия федерального закона.
3. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 февраля 2022 г. N 18 "Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Ответственный исполнитель - Росфинмониторинг.
Срок разработки приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу о внесении изменений - в течение 3 месяцев со дня принятия постановления Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 1 настоящего перечня.
4. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 25 июля 2016 г. N 232 "О размещении на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма".
Ответственный исполнитель - Росфинмониторинг.
Срок разработки приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу - в течение 4 месяцев со дня принятия федерального закона.
5. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 мая 2022 г. N 100 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций".
Ответственный исполнитель - Росфинмониторинг.
Срок разработки приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу - в течение 4 месяцев со дня принятия федерального закона.
6. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 июля 2020 г. N 175 "Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования".
Ответственный исполнитель - Росфинмониторинг.
Срок разработки приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу - в течение 3 месяцев со дня принятия постановлений Правительства Российской Федерации, предусмотренных пунктами 1 - 2 настоящего перечня.
7. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу "Об утверждении перечня сделок, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Ответственный исполнитель - Росфинмониторинг (по согласованию с Федеральной нотариальной палатой).
Срок разработки приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу - в течение 4 месяцев со дня принятия федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.