Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 471073-8 "О внесении изменений в статью 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с подпунктом "з" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 января 2023 г. N Пр-144 и подпунктом "в" пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. N Пр-2282 предлагается внести изменения в Федеральные законы "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон "О рынке ценных бумаг") и "Об инвестиционных фондах".
В целях создания дополнительных финансовых инструментов, направленных на формирование долгосрочных сбережений и притока инвестиций на финансовый рынок, проектируемые в проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" (далее - законопроект) изменения направлены на поэтапное реформирование института индивидуальных инвестиционных счетов (далее - ИИС).
При этом необходимо выделить следующие ключевые барьеры ИИС:
1. ИИС может быть только один. В отличие от брокерских счетов и счетов, открываемых по договору доверительного управления, невозможно открыть несколько ИИС одному физическому лицу.
2. Возврат клиенту денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг (далее - активы), учтенных на его ИИС без прекращения договора ИИС не допускается.
3. Совокупная сумма денежных средств, которые могут быть переданы в течение календарного года по договору на ведение ИИС, не может превышать один миллион рублей.
В настоящее время требуется создать новый удобный финансовый инструмент, направленный на формирование долгосрочных сбережений физических лиц.
Законопроектом предусмотрена возможность начиная с 2024 года оформлять новый договор на ведение ИИС с более гибкими условиями (далее - ИИС-III).
Так, законопроект предусматривает наделение управляющей компании паевого инвестиционного фонда (далее - УК ПИФ) правом открывать и вести ИИС-III, на которых можно будет учитывать инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов (далее - ПИФ), находящихся под управлением такой УК ПИФ, и денежные средства, передаваемые в оплату таких паев или полученные при их погашении. Это позволит не только расширить возможности инвесторов формировать долгосрочные сбережения, но и исключит необоснованный налоговый арбитраж, когда налоговые стимулы предоставляются при инвестировании через посредников - профессиональных участников рынка ценных бумаг, и отсутствуют при долгосрочном прямом инвестировании через УК ПИФ. При этом в связи с различными требованиями к составу и структуре активов разных типов ПИФ на начальном этапе планируется предоставление УК ПИФ права открытия и ведения ИИС-III только в отношении открытых ПИФ.
Кроме того, в целях развития конкуренции между профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также повышения уровня диверсификации активов законопроект предоставляет физическим лицам право одновременно являться стороной совокупно не более трех договоров с профессиональными участниками рынка ценных бумаг (УК ПИФ), которые предусматривают открытие и ведение ИИС-III, без ограничения по сумме денежных средств, которые могут быть переданы по таким договорам на ведение ИИС-III.
При этом в целях предупреждения злоупотреблений предполагается исключить возможность перевода активов с одного ИИС-III на другой ранее открытый ИИС-III, на котором уже учитываются какие-либо активы.
Важно отметить, что законопроектом устанавливается запрет безосновательного отказа профессиональным участником рынка ценных бумаг (УК ПИФ), с которым заключен договор на ведение ИИС-III, принимать активы, передаваемые другим профессиональным участником рынка ценных бумаг (УК ПИФ), договор на ведение ИИС-III с которым прекращается. При этом законопроектом предусматривается право лица, осуществляющего открытие и ведение ИИС-III, в случае невозможности (отсутствие корреспондентских счетов, инфраструктуры, лицензии и т.д.) принимать денежные средства, драгоценные металлы для их учета на ИИС-III, однако, только в том случае, если доступ клиента к информации о невозможности принять соответствующие активы был обеспечен до момента заключения с ним договора на ведение ИИС-III.
При этом профессиональный участник рынка ценных бумаг (УК ПИФ) должен будет прекратить соответствующий договор на ведение ИИС-III в течение 30 дней с момента обращения к нему физического лица с соответствующим требованием и уведомить такое физическое лицо о прекращении договора на ведение ИИС-III в течении трех рабочих дней с момента такого прекращения.
Согласно законопроекту, физическое лицо вправе полностью или в части потребовать возврата учтенных на его ИИС-III денежных средств без прекращения договора при возникновении особой жизненной ситуации после заключения такого договора на ведение ИИС-III.
Перечень документов, которые должны быть предоставлены инвестором профессиональному участнику рынка ценных бумаг (УК ПИФ) в случае возникновения особой жизненной ситуации, и требования к ним будут устанавливаться нормативным актом Банка России.
Кроме того, Правительством Российской Федерации будут установлены критерии ценных бумаг, в том числе ценных бумаг иностранных эмитентов, приобретение которых не допускается за счет имущества, учитываемого на индивидуальном инвестиционном счете.
Также в целях исключения злоупотреблений законопроектом устанавливается, что перечисление доходов и выплат, вытекающих из договоров, заключенных на основании договора на ведение ИИС-III, не на ИИС-III не допускается.
Необходимо отметить, что в отношении договоров на ведение ИИС, заключенных в период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2023 г. включительно, а также договоров на ведение ИИС, заключенных физическом лицом с профессиональным участником рынка ценных бумаг после 1 января 2024 г. в целях передачи этому профессиональному участнику рынка ценных бумаг учтенных на индивидуальном инвестиционном счете такого физического лица денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг, положения статьи 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" применяются в редакции, действовавшей до вступления настоящего Федерального закона в силу, за исключением таких договоров на ведение ИИС, в отношении которых инвестор заявил об использовании соответствующего индивидуального инвестиционного счета в качестве индивидуального инвестиционного счета, открытого после 1 января 2024 г.
Соответственно, инвесторы смогут трансформировать свои ИИС, договор на ведение которых был заключен до вступления в силу проектируемых законопроектом изменений, в ИИС-III без заключения нового договора.
Таким образом, реализация предлагаемых законопроектом положений позволит инвесторам выбрать для себя самый оптимальный вариант:
1) продолжить использование договора на ведение ИИС, открытого до 1 января 2024 г., на прежних условиях;
2) трансформировать договор на ведение ИИС, открытый до 1 января 2024 г., в ИИС-III;
3) оформить новый договор на ведение ИИС-III, если инвестор не имеет действующего договора на ведение ИИС, открытого до 1 января 2024 г.
В связи с тем, что введение ИИС-III планируется с 1 января 2024 г., законопроектом предусмотрено вступление проектируемых положений в силу также с указанной даты.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не требуется.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют федеральные законы (проекты федеральных законов) с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" не потребует дополнительных затрат средств из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" не повлечет необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" (далее - федеральный закон) потребует принятия и изменения следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта и его краткое описание |
Примерный срок подготовки |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головном исполнителе и соисполнителях |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев ценных бумаг, в том числе ценных бумаг иностранных эмитентов, приобретение которых не допускается за счет имущества, учитываемого на индивидуальном инвестиционном счете" |
Абзац второй пункта 8 статьи 10.2-1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг" в редакции федерального закона |
27 декабря 2023 г. |
Минфин России, Минэкономразвития России, Банк России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.