Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - законопроект) разработан в целях отмены в отношении продукции, предназначенной для экспорта, требований, установленных для оборота продукции на территории Российской Федерации (при условии исключения попадания таких товаров в оборот на территории Российской Федерации). В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) обязательным условием для обращения на территории Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов, включая их производство, ввоз, вывоз, хранение, транспортировку, реализацию и применение, является их государственная регистрация.
Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов предусматривает проведение длительных многолетних агрохимических испытаний, разработку регламентов применения, оценку биологической эффективности, получение положительных заключений государственной экологической, санитарно-эпидемиологической экспертиз и экспертизы регламентов применения агрохимикатов, включение продукции в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
При этом процедуры, необходимые для государственной регистрации, в равной степени и объеме распространяются как на пестициды и агрохимикаты, которые предназначены для реализации на внутреннем рынке в целях применения на территории Российской Федерации, так и на продукцию, реализуемую на экспорт.
Результаты регистрационных испытаний и экспертиз могут свидетельствовать о безопасном и эффективном применении пестицида или агрохимиката только на территории Российской Федерации.
За время, затрачиваемое на испытания и получение упомянутых экспертиз, зарубежные рынки занимают иностранные конкуренты.
Таким образом, государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для экспорта, устанавливает излишнюю административную нагрузку на изготовителей пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для экспорта.
Законопроектом предлагается отменить государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для экспорта (вывозимых из Российской Федерации) и не предназначенных для применения на территории Российской Федерации.
Требования к производству пестицидов и агрохимикатов, их хранению и перевозке установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Разделом 15 "Требования к пестицидам и агрохимикатам" Решения Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" предусмотрено, что уполномоченным органом каждого государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) самостоятельно ведется государственный каталог (реестр) разрешенных к применению на территории государства-члена пестицидов и агрохимикатов в соответствии с законодательством этого государства. Таким образом, общего каталога (реестра) пестицидов и агрохимикатов стран ЕАЭС в настоящее время не предусмотрено. При этом экспорт (ввоз) пестицидов и агрохимикатов в государства - члены ЕАЭС возможен только при наличии регистрации пестицида и агрохимиката с внесением в государственный каталог (реестр) соответствующего государства - члена ЕАЭС. Обращение пестицидов и агрохимикатов, не имеющих регистрацию, запрещено во всех государствах-членах.
Отмена государственной регистрации в отношении вывозимых из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов не приведет к несоблюдению требования к обращению на таможенной территории государств - членов ЕАЭС только зарегистрированных пестицидов или агрохимикатов, так как производимые для вывоза из Российской Федерации пестициды и агрохимикаты не будут вводиться в обращение на территории Российской Федерации, а при ввозе пестицидов или агрохимикатов в государства - члены ЕАЭС будет осуществляться их государственная регистрация в соответствии с национальным законодательством соответствующих государств.
Согласно пункту "в" статьи 6 Правил создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 г. N 828 "О Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов", в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов содержится предусмотренная частью третьей статьи 15.2 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" документированная информация о партии пестицидов и агрохимикатов.
В связи с этим, а также в целях недопущения обращения на территории Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации, и осуществления государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами законопроектом предусматривается включение информации о производстве и вывозе с территории Российской Федерации таких пестицидов и агрохимикатов в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов (далее - ФГИСПА).
Таким образом, законопроект предусматривает возможность производства и вывоза на экспорт пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации, без обязательной государственной регистрации.
Исключение необходимости обязательной регистрации пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации, позволит отечественным производителям на два - три года раньше выводить свою продукцию на международные рынки, что в целом окажет положительное влияние на объемы экспорта химической отрасли.
Применение, реализация, обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения в Российской Федерации, а также тары из-под них будут производиться исключительно в стране-импортере и осуществляться в соответствии с национальным законодательством.
Изготовитель партии пестицидов или агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации, или юридическое лицо, входящее вместе с изготовителем в одну группу лиц, обязан будет осуществить производство и ее вывоз из Российской Федерации в полном объеме в установленные документом, на основании которого осуществляются производство и вывоз пестицидов и агрохимикатов, сроки, отразив указанные сведения в ФГИСПА.
В случае, если по истечении сроков, установленных указанными в части третьей настоящей статьи договорами, не осуществлен вывоз с территории Российской Федерации указанных пестицидов и агрохимикатов, владелец партии в течение 1 года после даты поставки, установленной документами на поставку товара, обязан обеспечить ее вывоз из Российской Федерации в рамках иных договоров или осуществить ее переработку, отразив указанные сведения в ФГИСПА. При этом под переработкой пестицидов и агрохимикатов понимается комплекс мероприятий, направленных на изменение физико-химических и биологических свойств пестицидов и агрохимикатов с целью изменения их потребительских свойств для применения их в производственном процессе в качестве сырья для производства пестицидов и агрохимикатов.
Размещение сведений о не зарегистрированных в соответствии с национальным законодательством пестицидах и агрохимикатах, поставляемых на экспорт, в ФГИСПА будет являться гарантией прозрачности оборота такой продукции. Обращение партий таких пестицидов и агрохимикатов предлагается отслеживать с применением ФГИСПА до момента пересечения таможенной границы.
Для контроля обращения партий в ФГИСПА в обязательном порядке будут указываться сведения об оформленной таможенной декларации и о разрешении таможенного органа на убытие продукции с территории Российской Федерации, а также дата вывоза.
Кроме того, оценка соблюдения лицом, являющимся владельцем партии пестицидов или агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации, требований к вывозу таких пестицидов и агрохимикатов, устанавливаемых законопроектом, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случаях:
неразмещения указанным лицом в ФГИСПА пестицидов и агрохимикатов по истечении срока (сроков) поставки (вывоза), содержащихся в данной системе, информации о вывозе из Российской Федерации партии пестицидов и агрохимикатов;
отсутствия по истечении 10 дней со дня размещения указанным лицом в ФГИСПА информации о вывозе из Российской Федерации партии пестицидов и агрохимикатов информации от таможенных органов о вывозе из Российской Федерации и убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза партии пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят снизить административную нагрузку на изготовителей пестицидов и агрохимикатов - участников внешнеэкономической деятельности и увеличить объемы несырьевого экспорта.
Законопроект содержит обязательные требования, в связи с чем срок вступления в силу Федерального закона предусматривается с учетом требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - законопроект, Федеральный закон N 109-ФЗ) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 г. N 828 "О Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов".
Основание - статья 15.2 Федерального закона N 109-ФЗ в редакции законопроекта.
Цель - расширение информации, содержащейся в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов, о партиях пестицидов и агрохимикатов, а также добавление перечня документов о партиях пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации, в Федеральную государственную информационную систему прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов.
Срок подготовки - до 31 мая 2024 года.
Исполнитель - Минсельхоз России, Россельхознадзор, соисполнитель - Минпромторг России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору".
Основание - статья 15 Федерального закона N 109-ФЗ в редакции законопроекта.
Цель - уточнение предмета контроля.
Срок подготовки - до 31 мая 2024 года.
Исполнитель - Минсельхоз России, Россельхознадзор, соисполнитель - Минпромторг России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1067 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами".
Основание - статья 15 Федерального закона N 109-ФЗ в редакции законопроекта.
Цель - уточнение предмета контроля.
Срок подготовки - до 31 мая 2024 года.
Исполнитель - Минсельхоз России, Россельхознадзор, соисполнитель - Минпромторг России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.