Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 471420-8 "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу"
Проект федерального закона "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" (далее - законопроект) разработан в целях повышения доступности индивидуального жилья, прозрачности рынка индивидуального жилищного строительства и нивелирования сопутствующих рисков, а также создания аналога проектного финансирования для профессиональных подрядчиков в сегменте частного домостроения.
При разработке законопроекта проведен анализ законодательства, регулирующего вопросы строительного подряда, привлечения средств граждан при строительстве жилья, в том числе с использованием счетов эскроу, страхования вкладов, градостроительного законодательства, по итогам которого выявлены следующие риски, возникающие для сторон договора подряда, препятствующие развитию строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) с привлечением подрядных организаций:
для граждан: риск потери денежных средств, уплаченных по договору подряда, в случае невыполнения или некачественного выполнения работ подрядчиком; в случае оплаты с использованием счетов эскроу - риск потери денежных средств в случае ликвидации кредитной организации, в которой размещены средства на счете эскроу; риски высоких ставок по кредиту, привлекаемому на цели строительства жилого дома по договору подряда;
для подрядчиков: отсутствие заинтересованности в привлечении средств заказчиков с использованием счетов эскроу в связи с необходимостью привлечения заемных средств для осуществления работ до раскрытия счета эскроу; риск высокой стоимости привлеченного финансирования в связи с отсутствием у кредитора возможности обеспечения исполнения подрядчиком обязательств в полном объеме; риск несвоевременного получения денежных средств в случае затягивания срока заказчиком подписания акта сдачи или отказа от договора подряда в соответствии со статьей 717 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По итогам анализа сделан вывод о целесообразности принятия отдельного федерального закона, регулирующего особенности договора строительного подряда на строительство объектов ИЖС в случае привлечения средств граждан с использованием счетов эскроу.
Законопроект устанавливает право подрядчика заключить договор строительного подряда, денежные средства в счет уплаты цены которого размещаются заказчиками на счетах эскроу (далее - договор подряда), при использовании типовой проектной документации или домокомплектов, включающих в себя материалы, относящиеся к продукции отечественной промышленности, в том числе лесной промышленности. При этом требования к домокомплектам предлагается устанавливать федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политики.
Основные положения о договоре строительного подряда и договоре счета эскроу урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации. В связи с устанавливаемыми законопроектом особенностями указанных договоров предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, полномочиями по утверждению примерной формы договора подряда.
Для защиты прав граждан, вкладывающих средства в ИЖС, а также организаций, предоставляющих ипотечные кредиты (займы) или кредиты (займы) подрядчику и заказчику, законопроект предусматривает раскрытие информации о подрядчике и строительстве объектов ИЖС в единой информационной системе жилищного строительства.
Использование счетов эскроу для расчетов по договору подряда, а также применение к указанным правоотношениям положений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" с учетом положений пункта 3 статьи 730 и пункта 3 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечит защиту законных прав и интересов граждан в полном объеме.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению национальных целей по ежегодному улучшению жилищных условий не менее 5 млн. семей и увеличению объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, реализация предлагаемых решений не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу"
Реализация Федерального закона "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу"
Принятие Федерального закона "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменения в:
1) Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Основание - пункты 7 и 8 статьи 3 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнитель - Минфин России, Минэкономразвития России, Банк России с участием акционерного общества "ДОМ.РФ".
Планируемый срок разработки - одновременно с проектом федерального закона "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" (далее - проект федерального закона).
Цель - внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, предполагающие предоставление подрядчику по договору строительного подряда права направления градостроительных документов в органы власти и получения необходимых документов (уведомление о планируемом строительстве, уведомление об окончании строительства, уведомление о соответствии (несоответствии) планируемого строительства, уведомление о соответствии (несоответствии) построенного объекта).
2) Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации".
Основание - статья 5 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнитель - Минфин России, Минэкономразвития России, с участием акционерного общества "ДОМ.РФ", Банка России, Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".
Планируемый срок разработки - одновременно с проектом федерального закона.
Цель - внести в Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" изменения, предусматривающие страхование денежных средств в размере 10 млн. рублей, размещенных на счетах эскроу, открытых в соответствии с Федеральным законом, по аналогии со счетами для расчетов по договорам долевого участия в строительстве.
3) Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Основание - статья 3 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнитель - Минфин России, Минэкономразвития России с участием акционерного общества "ДОМ.РФ".
Планируемый срок разработки - одновременно с проектом федерального закона.
Цель - внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" изменения, позволяющие распространить на жилые дома, построенные подрядчиками в рамках Федерального закона, положение о направлении органом государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство, в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в срок не позднее семи рабочих дней.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу"
Принятие Федерального закона "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 г. N 319 "О единой информационной системе жилищного строительства".
Основание - статьи 2 и 3 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минстрой России с участием акционерного общества "ДОМ.РФ".
Планируемый срок разработки - в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" (далее - проект федерального закона) в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Цель - установление положений, обеспечивающих раскрытие информации о подрядчиках и строительстве объектов индивидуального жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом.
Принятие Федерального закона потребует принятия приказов федеральных органов исполнительной власти:
1) "Об установлении требований к домокомплектам"
Основание - часть 1 статьи 2 Федерального закона.
Исполнитель - Минпромторг России.
Планируемый срок разработки - в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Цель - установление требований к домокомплектам.
2) "Об утверждении примерной формы договора строительного подряда" Основание - часть 2 статьи 4 Федерального закона.
Исполнитель - Минстрой России.
Планируемый срок разработки - в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Цель - установление примерной формы договора строительного подряда для реализации норм Федерального закона.
3) "Об утверждении порядка проведения технического осмотра жилого дома, построенного по договору строительного подряда"
Основание - часть 3 статьи 4 Федерального закона.
Исполнитель - Минстрой России.
Планируемый срок разработки - в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Цель - определение порядка проведения технического осмотра жилого дома, построенного по договору строительного подряда, с привлечением лица, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и (или) национальный реестр специалистов в области строительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.