Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 474016-8 "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Впервые нормативное понятие "креативные (творческие) индустрии" определено Указом Президента Российской Федерации от 25.01.2023, N 35 "О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808". Применение указанного термина получило широкое распространение не только в сфере реализации культурной политики государства, но также и для характеристики различных видов экономической деятельности, связанных с использованием интеллектуальной собственности.
В Российской Федерации в настоящее время действует около 20 законов, регулирующих деятельность, относящуюся к сфере креативных индустрий (в том числе кинопроизводство, информационные технологии, архитектура и пр.). При этом существующие законы не содержат единого понятийного аппарата и ограничиваются регламентацией конкретного вида деятельности.
В этой связи следует отметить и разнообразие правоприменения в сфере креативных индустрий: соответствующие вопросы (по видам деятельности) распределены между более чем 10 органами исполнительной власти.
В рамках реализации государственной политики Планом мероприятий по реализации в 2022 - 2024 годах Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.08.2022, N 2290-р, предусматривается закрепление института творческих (креативных) индустрий в законодательстве Российской Федерации (пункт 1). При этом одного определения "креативных индустрий" недостаточно для обеспечения развития креативной экономики и достижения ее целевого состояния, определенного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2021, N 2613-р: увеличение доли креативных индустрий в экономике Российской Федерации с 2,21% до 3% к 2024 г., до 6% - к 2030 году.
15 августа 2023 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было поручено определить на законодательном уровне понятия: "креативная экономика", "креативный кластер" и "креативные (творческие) индустрии", а также определить перечень креативных (творческих) индустрий (подпункты "а", "б пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам посещения выставки "Развитие креативной экономики в России N Пр-1593).
В целях унификации на законодательном уровне правового регулирования в сфере креативных индустрий и во исполнение вышеуказанного поручения Президента Российской Федерации разработан проект федерального закона "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законодательное регулирование креативных индустрий, реализованное в настоящем законопроекте, основывается на статье 44 Конституции Российской Федерации, которой гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, защита интеллектуальной собственности.
Законопроект направлен на определение основ регулирования организации и развития в Российской Федерации креативных (творческих) индустрий, как базового сектора креативной экономики, и устанавливает условия деятельности и возможные меры государственной поддержки субъектов креативных индустрий.
В целом, законопроект направлен на дальнейшее внедрение элементов креативной экономики и развитие сферы креативных индустрий в Российской Федерации в целях увеличения вклада креативной экономики в ВВП страны за счет продуктов с высокой добавленной стоимостью.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджёта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.