Досье на проект федерального закона
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", решением Государственного Совета от 25 октября 2922 года и последующими Указами Президента Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации (частичной мобилизации) в Вооруженные Силы Российской Федерации, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в проведении специальной военной операции, а также гражданам, принимающим участие в специальной военной операции на добровольной основе, и (или) членам их семей.
Предоставление мер социальной поддержки семьям участников специальной военной операции (далее - СВО) регулируются законами субъектов Российской Федерации, либо Указом Мэра Москвы либо постановлениями правительств субъектов Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область и др.), в которых жестко установлены требования о предоставлении мер социальной поддержки членам семей участников СВО только при условии, если военнослужащий в день призыва в ходе частичной мобилизации либо при подписании контракта на военную службу либо при вступлении в добровольческие подразделения по месту жительства (регистрации) и члены семьи самого военнослужащего зарегистрированы по одном адресу или месту жительства в данном субъекте Российской Федерации.
Практика и анализ обращений военнослужащих, членам семей которых в большинстве регионах отказывают в предоставлении мер социальной поддержки в связи с тем, что их отец - участник СВО был призван в период специальной военной операции не по месту жительства семьи, а в другом регионе, вдали от семьи через призывные пункты Минобороны России, заключив контракт на военную службу либо на участие в СРО на добровольной основе в других регионах стран.
Даже краткий анализ постановлений правительств, указов Мэров, законов ряда субъектов Российской Федерации, принятых по решению Государственного Совета Российской Федерации от 25 октября 2022 года показывает, что члены семьи военнослужащих, глава семьи которых проявив патриотизм заключили контракт на военную службу либо принял участие в СВО на добровольной основе, оказались лишены возможности реализовать меры социальной поддержки в субъекте РФ, в котором они зарегистрированы по месту жительства, а глава семьи-участник СВО лишен возможности получить денежное содержание в регионе, в котором заключил контракт на военную или добровольческую службу через призывные пункты Минобороны России вдали от семьи.
Яркой иллюстрацией этой ситуации с местническим подходом к решению общегосударственной проблемы-защиты территории Российской Федерации и поддержка военнослужащих-участников СВО и членов их семей путем предоставления мер государственной социальной поддержки в период военной поддержки националистической Украины странами НАТО, Европы, США, направленной против России и Белоруссии, является ситуация, сложившаяся с попыткой оформить права на дополнительные меры социальной поддержки для членов своей семьи из Симферополя военнослужащим Дербиным В.Г., 1984 года рождения, изложенная им в обращении к депутату Государственной Думы в июне 2023 года.
Излагается дословно.
"Я Дербин В.Г.. 1984 года рождения, место рождения г. Ленинград.
С марта 2022 года принимал и принимаю по сегодняшний день участие в СВО на территории Украины.
Сначала в составе отряда "Таврида" Черноморского казачьего войска, с октября 2022 года - по контракту в Вооруженных силах РФ.
На службу направлялся из Центрального военкомата Республики Крым, куда обратился, так как с 2017 года проживаю в Республике Крым: в г. Ялта, в городе Севастополе, коренной жительницей которого является моя супруга - Дербина К.Ю.. 1987 года рождения, место рождения г. Севастополь, и жителями которого также являются мои дети: Дербина Л.В. и Дербина Е.В.
Супруга и дети зарегистрированы и проживают по одному адресу в городе Севастополе, где и я был зарегистрирован до февраля 2021 года, но по определенным обстоятельствам выписался и прописался в Санкт-Петербурге, при этом фактически проживая в Севастополе вместе со своей семьей.
Военную службу несу также в Севастополе в 810-ой бригаде морской пехоты Черноморского флота. На 20 апреля 2023 года нахожусь на территории СВО.
При обращении моей супруги в муниципальные и государственные органы города Севастополя для получения мер социальной поддержки семьям участников СВО, получает отказ в оказании этих мер по причине отсутствия у меня регистрации в г. Севастополе на 24.02.2022 года.
Для сведения: моя супруга является многодетной матерью, поскольку помимо наших общих детей, имеет несовершеннолетнюю дочь от первого брака.
Считаю, что такими действиями местные органы власти г. Севастополя ограничивают меня и семью как участника СВО и членов моей семьи от социальных гарантий, на которые указывали Президент Российской Федерации и Правительство РФ.
Дополнительная информация:
Письмом от 29.08.2023 года губернатор Санкт-Петербурга также известил депутата Государственной Думы по вопросу социальной поддержки семьи Дербина В.Г. об отказе в оформлении мер социальной поддержки за счет средств бюджета г. Санкт-Петербурга в связи с тем, что семья Дербина В.Г. проживает в г. Севастополе.
Круг решения этой проблемы для семьи Дербина В.Г. замкнулся из-за принятия субъектами Российской Федерации нормативных актов, не учитывающих права членов семей участников СВО, хоть и проживающих на территории данного субъекта страны, на предоставление государственных мер социальной поддержки.
Аналогичные ситуации с отказом в субъектах Российской Федерации предоставлении семьям военнослужащих, и лиц, приравненных к ним - участников СВО, возникают в следующих ситуациях:
1) гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по одному адресу с семьей на момент призыва в Вооруженные Силы РФ, подписал контракт на военную службу для участия в СВО, вступил в добровольческое соединение, будучи на территории другого субъекта Российской Федерации:
а) в связи с вахтовым режимом работы;
б) длительной командировкой;
в) подписал контракт на участие в СВО, приехав в крупный город в другом субъекте РФ, в котором получил денежное содержание в районе свыше 200,0 тысяч рублей и другие выплаты в крупных размерах;
г) добровольно приехал на военную подготовку в Чеченскую Республику и там подписал контракт на военную службу.
2) граждане Российской Федерации, находящиеся в браке, ранее жившие и зарегистрированные по одному адресу с семьей, затем до подписания контракта на военную службу для участия в СВО зарегистрированные по другому адресу на территории другого субъекта РФ в связи с оформлением на себя жилой площади, купленной или полученной по наследству, и фактически проживавшие совместно с семьей по одному адресу, и подписавшие контракт на военную службу в период СВО в том же населенном пункте (городе, селе), в котором проживает семья;
3) граждане, заключившие контракты на военную службу, на добровольное участие в СВО, лица, приравненные к ним - участники СВО, состоящие в браке и имеющих детей, проживавшие фактически вместе с семьей до СВО, но были зарегистрированы по разным адресам на территории разных субъектов РФ, по различным житейским причинам;
4) граждане, заключившие после СВО контракты на военную службу, на добровольное участие в СВО - участники СВО, разведенные до начала СВО, проживавшие ранее совместно с семьей по одному адресу до СВО и помогавшие детям материально или алиментами.
Анализ изложенных ситуаций с отказом семьям участников специальной военной операции в предоставлении мер социальной поддержки, прямо заложенных в законодательных и нормативных актах субъектов Российской Федерации, показывает, что по данному вопросу необходимо оперативно принять законодательное решение на федеральном уровне, который позволит снять возникшие на данном этапе СВО барьеры на пути предоставления членам семьи государственных мер социальной поддержки, которые и так из-за отсутствия главы семьи - участника специальной военной, находящегося на военных рубежах, защищающего Родину-Россию с возвращенными территориями, а не только отдельный регион страны, терпят нужду и проблемы.
Учитывая вышеизложенное, в настоящем законопроекте предлагается субъектам Российской Федерации принять во внимание основной вектор государственной политики, направленный на оказание всемерной поддержки детей военнослужащих и лиц, приравненных к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации, и при формировании законодательных и нормативных актов в субъектах Российской Федерации в сфере оказания социальной поддержки максимально учитывать всех членов семей участников СВО, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, независимо от места проживания самого участника СВО.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки семьям военнослужащих и приравненных к ним лиц, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, принимающих участие в специальной военной операции, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки семьям военнослужащих и приравненных к ним лиц, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, принимающих участие в специальной военной операции, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах российской Федерации" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом их бюджетной обеспеченности.
В целях реализации государственной политики по предоставлению мер социальной поддержки семьям военнослужащих и лиц, приравненных к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации - участников специальной военной операции, законопроектом предлагается дополнить полномочия субъектов Российской Федерации в соответствии с частями 3 и 4 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" следующим полномочием, закрепленным в новом пункте 172 части 1 данного Федерального закона следующего содержания:
"172) предоставление дополнительных мер социальной поддержки семьям военнослужащих и приравненных к ним лиц, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, принимающих добровольное участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и Украины.".
Реализация данного полномочия субъектов Российской Федерации впрямую по предметам совместного ведения связана с реализацией полномочий субъектов Российской Федерации, установленных в пунктах 27-34 части 1 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", расходы на реализацию которых осуществляются за счет средств субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки семьям военнослужащих и приравненных к ним лиц, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, принимающих участие в специальной военной операции, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки семьям военнослужащих и приравненных к ним лиц, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, принимающих участие в специальной военной операции, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется принятие актов федерального законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.