Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 октября 2023 г. N 5.1-01/2893
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году",
принятому Государственной Думой 19 октября 2023 года
Досье на проект федерального закона
Законопроект (N 448564-8) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 29 сентября 2023 года.
При принятии законопроекта Государственной Думой во втором чтении было изменено его наименование и внесены существенные поправки.
Федеральный закон направлен на обеспечение формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов.
Федеральный закон (пункт 1 статьи 1) устанавливает в Бюджетном кодексе Российской Федерации новый порядок определения базовых нефтегазовых доходов, из которого следует, что их величина должна рассчитываться исходя из базовых цен на нефть (60 долларов США за один баррель с ежегодной индексацией на 2 процента начиная с 2027 года), базовых экспортных цен на газ природный (250 долларов США за тысячу метров кубических с ежегодной индексацией на 2 процента начиная с 2027 года), а также базовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 (рассчитываются исходя из фактических (прогнозных) цен на автомобильный бензин АИ-92 класса 5 и дизельное топливо класса 5, умноженных на соотношение базовой и фактической (прогнозной) цен на нефть.
В целях обеспечения операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета на постоянной основе закрепляется положение (временно действует в 2023 году) о начислении по решению Правительства Российской Федерации на остатки средств, отраженных на лицевых счетах отдельных организаций, дохода в размере 3 процента годовых (пункт 2 статьи 1 Федерального закона).
Федеральный закон продлевает на 2024 год действие ряда особенностей исполнения федерального бюджета, которые были установлены на 2023 год, а именно:
возможность увеличения общего объема расходов федерального бюджета в пределах поступлений от ненефтегазовых доходов с соответствующим увеличением резервного фонда Правительства Российской Федерации (часть 7 статьи 5 Федерального закона);
возможность предоставления по решению Правительства Российской Федерации государственных гарантий Российской Федерации, не предусмотренных программами государственных гарантий Российской Федерации, а также государственных кредитов, не предусмотренных программой предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов (части 1-3 статьи 5 Федерального закона);
возможность по согласованию с Комиссией Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в случае перераспределения (увеличения) бюджетных ассигнований на цели, определенные Правительством Российской Федерации, а также в сводные бюджетные росписи бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (части 9, 11 статьи 5 Федерального закона).
Федеральным законом (часть 4 статьи 5) уточняется порядок направления в 2024 году государственными внебюджетными фондами Российской Федерации доходов от страховых взносов, срок уплаты которых был продлен в 2022 году по решению Правительства Российской Федерации. Указанные поступления должны направляться в федеральный бюджет, а не в Фонд национального благосостояния, как это было предусмотрено в 2023 году.
На очередной финансовый год пролонгируется действие ряда мер, направленных на поддержку региональных и местных бюджетов.
Например, сохраняется возможность принятия расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Также продлевается право регионов и муниципальных образований превышать отдельные ограничения по объему государственного (муниципального) долга и дефицита бюджета на объем расходов, связанных с реализацией указанных мероприятий (части 6, 10, 11 статьи 6 Федерального закона).
По аналогии с 2023 годом Правительству Российской Федерации предоставляется право списать задолженность субъекта Российской Федерации по бюджетным кредитам на погашение долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в объеме поступления в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, которые будут одобрены до 1 января 2025 года (часть 16 статьи 6 Федерального закона).
Федеральный закон (части 2 - 7 статьи 6) продлевает на 2024 год ряд мер поддержки хозяйствующих субъектов. В частности, сохраняется возможность предоставления юридическому лицу субсидии на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики. Также пролонгируются положения, направленные на упрощение и ускорение расчетов (в том числе, авансовых платежей) за выполненные работы (оказанные услуги), поставленные товары (стройматериалы, оборудование) при казначейском сопровождении государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон в соответствии со статьей 7 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование), "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктами "а" (федеральный бюджет), "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 3 ноября 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике Е.А. Перминовой, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.