Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 23 октября 2023 г. N 3.2-02/4133@
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году" (проект N 448564-8), принятый Государственной Думой 19 октября 2023 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральным законом предусмотрены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, необходимые для обеспечения формирования проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (далее - федеральный бюджет на 2024 год), и закрепления особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2024 год путем частичной пролонгации действующих в 2023 году положений временного характера.
В части вопросов ведения Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера предусмотрены следующие положения.
Установлено, что в 2024 году Правительство Российской Федерации вправе без внесения изменений в федеральный бюджет на 2024 год:
вносить изменения в распределение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых на финансовое обеспечение мероприятий индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в пределах общего объема расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год;
вносить изменения в распределение объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в отношении Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в том числе с изменением общего объема указанных дотаций, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год (части 15, 16 статьи 5 Федерального закона).
Федеральным законом установлено, что в 2024 году (как и в 2023 году) субъект Российской Федерации, получивший бюджетный кредит из федерального бюджета, за исключением бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, специальных казначейских кредитов, кредитов на опережающее финансирование, а также случаев реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту, не вправе размещать средства бюджета субъекта Российской Федерации на банковских депозитах на срок, превышающий один месяц.
В целях сбалансированности бюджетов бюджетной системы, их долговой политики и оперативного перераспределения бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов Федеральным законом установлены особенности исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2024 году. В частности, продлены нормы с уточнением редакции, снимающие запрет на принятие расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления) в части мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики и с реализацией дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Федеральным законом установлено, что в 2024 году объем государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) и дефицит бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может превысить верхний предел государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) и ограничения размера дефицита, установленные законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете), на сумму, не превышающую объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных выше мероприятий.
Федеральным законом предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в объеме поступления в федеральный бюджет налоговых доходов, определяемых в соответствии с методикой расчета поступления налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, которые будут одобрены до 1 января 2025 года. Порядок списания задолженности, методика расчета поступления налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов и перечень налоговых доходов будут определяться Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом предусмотрено в 2026 году (как в 2021 - 2025 годах) продолжить зачисление акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, по нормативу 25,1 процента в федеральный бюджет, по нормативу 74,9 процента - в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом продлевается норма, согласно которой при определении нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от указанных акцизов исходя из норматива 58,2 процента.
Федеральным законом предусмотрено, что для оперативного перераспределения бюджетных ассигнований федерального бюджета предлагается продлить норму о том, что в 2024 году представители от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Комиссии Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде вправе осуществлять полномочия представителей соответственно от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений в части рассмотрения проектов нормативных правовых актов (решений).
Федеральным законом установлены иные положения, в том числе в части упрощения и ускорения расчетов при казначейском сопровождении, в части поддержки хозяйствующих субъектов, в части исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году".
Председатель комитета |
А.А. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.