Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 476855-8 "О внесении изменения в часть 6.1 статьи 96 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2023 года N 348 "О приостановлении действия абзаца четвертого подпункта "а" и подпункта "б" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2023 году" (далее - постановление Правительства РФ N 348) в 2023 году для получателей средств установлена обязанность предусматривать в заключаемых ими контрактах, средства на финансовое обеспечение которых подлежит казначейскому сопровождению, авансовые платежи в размере от 30 до 50 процентов суммы контракта.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ N 348 при предоставлении в 2023 году субсидии, иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, направленных на финансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации в осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации, а также на предоставление субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, направленных на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по осуществлению капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности, в соглашения о предоставлении таких межбюджетных трансфертов включается обязательство субъекта Российской Федерации по установлению в указанных государственных (муниципальных) контрактах, заключаемых в 2023 году, авансовых платежей в размере от 30 до 50 процентов суммы соответствующего государственного (муниципального) контракта в случае осуществления казначейского сопровождения указанных авансовых платежей.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 05 декабря 2022 года N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" в 2023 году казначейское сопровождение осуществляется в отношении:
1) расчетов по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства;
2) расчетов по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым государственными заказчиками муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, правилами предоставления которых предусмотрены условия об осуществлении Федеральным казначейством казначейского сопровождения указанных средств;
3) расчетов по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (муниципальных) контрактов на сумму более 3000,0 тыс. рублей;
4) расчетов по контрактам на сумму более 3 млн. рублей, заключенным с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании Федерального закона от 08 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
5) расчетов по договорам на сумму более 3 млн. рублей, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), по общему правилу, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса.
Вмести с тем, в силу части 6.1 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ, если расчеты по контрактам подлежат казначейскому сопровождению, обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере до 10 процентов от начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, если участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В связи с тем, что возможность установления авансового платежа в размере до 50 процентов предусмотрена для контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению, предоставление подрядчиком обеспечения исполнения контракта покрывает лишь незначительную часть авансового платежа.
Таким образом при расторжении контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика возникает риск невозврата подрядчиком неотработанного авансового платежа при неисполнении обязательств по контракту. А отсутствие обеспечения авансового платежа в виде независимой гарантии приводит к невозможности возврата неотработанного авансового платежа по расторгнутому контракту, что, в свою очередь, потенциально привет к увеличению расходной части бюджета, так как отсутствует механизм быстрого возврата средств для осуществления новой закупки, то есть возможен рост объектов капитального строительства, реконструкции, работы по которым не завершены в связи с отсутствием бюджетных средств.
В свою очередь, право заказчика установить размер независимой гарантии в размере авансового платежа при условии казначейского сопровождения контракта минимизирует такие риски.
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменения
в часть 6.1 статьи 96 Федерального
закона "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных
и муниципальных нужд"
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в часть 6.1 статьи 96 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в часть 6.1 статьи 96 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Председатель |
А.А. Котов |
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменения
в часть 6.1 статьи 96 Федерального
закона "О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных
и муниципальных нужд"
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в часть 6.1 статьи 96 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в часть 6.1 статьи 96 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Председатель |
А.А. Котов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.