Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 477045-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с положениями статьи 5.4 Федерального закона от 14.07.2022 N 319-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и решения Совета директоров Банка России от 10.02.2023 1 управляющие компании (далее - УК) открытых, биржевых и интервальных паевых инвестиционных фондов (далее - ПИФ), в состав которых входят активы, фактическая возможность распоряжаться которыми ограничена вследствие введения санкций в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц (далее - заблокированный ПИФ, заблокированные активы), в срок до 01.09.2023 обязаны/вправе (в зависимости от доли заблокированных активов в составе ПИФ) принять решение о выделении заблокированных активов в дополнительно формируемый закрытый ПИФ (далее - дополнительный ПИФ) или об изменении типа заблокированного ПИФ на закрытый ПИФ.
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях урегулирования налоговых последствий реализации вышеназванных решений УК. Законопроект направлен, в первую очередь, на защиту прав инвесторов, чье налоговое бремя может увеличиться по независящим от их воли обстоятельствам. Так, например, исходя из действующих положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), выделение заблокированных активов в дополнительный ПИФ и, соответственно, получение пайщиками инвестиционных паев такого ПИФ будут рассматриваться как получение налогооблагаемого дохода. Кроме того, изменение типа ПИФ на закрытый может повлечь утрату пайщиками прав на получение налоговых льгот, предусмотренных для обращающихся ценных бумаг и, в том числе, инвестиционных паев ПИФ.
С учетом изложенного законопроектом предлагается внести в НК РФ изменения, предусматривающие, в частности, следующее:
1) исключение возникновения налогооблагаемого дохода при выделении заблокированных активов в дополнительный ПИФ;
2) порядок распределения расходов налогоплательщиков на приобретение инвестиционных паев заблокированного ПИФ между паями дополнительного ПИФ и паями ПИФ, оставшегося после выделения заблокированных активов;
3) предоставление пайщикам, получившим паи дополнительного ПИФ, или владеющим паями ПИФ, тип которого изменен на закрытый, права переносить убытки от реализации (погашения) таких паев на будущее, а также возможности воспользоваться правом на получение инвестиционного налогового вычета на долгосрочное владение ценными бумагами, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 219.1 НК РФ, если инвестиционные паи заблокированного ПИФ признавались для целей налогообложения обращающимися ценными бумагами.
Реализация положений законопроекта позволит защитить права и законные интересы более 3 миллионов пайщиков, владеющих инвестиционными паями заблокированных ПИФ, и при этом не окажет негативного влияния на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют федеральные законы (проекты федеральных законов) с аналогичным содержанием.
------------------------------
1Решение Совета директоров Банка России от 10.02.2023 "О сроке принятия управляющей компанией решения об изменении типа паевого инвестиционного фонда, в состав активов которого входят заблокированные активы, или о выделении таких активов в дополнительный фонд, о требованиях к правилам доверительного управления дополнительным фондом и к изменениям и дополнениям в правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом, в состав активов которого входят заблокированные активы, а также о требованиях к деятельности управляющих компаний, лиц, осуществляющих ведение реестра владельцев инвестиционных паев, и депозитариев".
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.