Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - "Законопроект") разработан в соответствии с пунктом 01.01.004.007 плана мероприятий по направлению "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утверждённого на заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 18.12.2017 N 2).
Законопроект направлен на решение вопросов о порядке выделения долей в исключительном праве и о распоряжении такими долями. В последние годы эти проблемы активно обсуждаются в доктрине и неоднократно становились предметом рассмотрения судов. Множественность правообладателей широко распространена на практике, что обусловлено, прежде всего, участием большого числа авторов в создании результатов интеллектуальной деятельности (прежде всего, высокотехнологичных) в современном информационном обществе. На стадии использования результатов интеллектуальной деятельности также зачастую возникают ситуации, когда исключительным правом обладает несколько (или даже много) правообладателей. Интересы таких лиц могут не совпадать, что приводит к высокой конфликтности отношений в данной сфере. Особенно остро ощущаются эти проблемы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку споры между правообладателями способны не только нарушить их коммерческие планы, но и негативно влиять на экономические процессы в целом, мешая использованию современных научно-технических разработок.
Действующие положения пунктов 2 и 3 статьи 1229 ГК РФ, хотя и указывают на возможность по соглашению осуществлять распоряжение исключительным правом, принадлежащим правообладателям совместно, не дают достаточно ясного ответа на вопрос, подразумевает ли заключение такого соглашения в том числе возможность выделения долей в исключительном праве. Также нуждается в решении вопрос о допустимости совместного обладания исключительным правом на товарный знак. В настоящее время складывается судебная практика, не признающая допустимым совместное обладание исключительным правом на товарный знак, хотя в пункте 2 статьи 1229 ГК РФ прямой запрет совместного обладания исключительным правом установлен только в отношении фирменного наименования.
Все это свидетельствует о необходимости расширения содержания норм Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященных совместному обладанию исключительным правом.
В основу Законопроекта положена уже сложившаяся в российской доктрине позиция о том, что исключительное право является единым и неделимым имущественным правом. Вместе с тем выделение идеальных долей в таком праве допустимо в тех случаях, когда имеется несколько лиц, которые совместно обладают исключительным правом и определенно выражают свою волю на то, чтобы такие доли в этом праве были выделены.
Таким образом, по общему правилу, исключительное право, принадлежащее нескольким лицам - сообладателям, рассматривается в Законопроекте как их совместное право, принадлежащее им без выделения долей, в результате чего любые действия по распоряжению этим правом требуют согласия всех его сообладателей, то есть получения согласия каждого из них. Вместе с тем Законопроект предусматривает, что в определенных случаях доли в исключительном праве могут быть выделены, и последовательно проводит эту позицию не только в главе 69 ГК РФ, но и в следующих главах четвертой части ГК РФ с учетом специфики тех или иных объектов интеллектуальных прав.
В Законопроекте предусмотрено, что доли в исключительном праве, принадлежащем совместно нескольким правообладателям, могут быть определены законом, соглашением правообладателей, а в случае спора - судом. По общему правилу они признаются равными, хотя иное может быть предусмотрено законом или соглашением правообладателей.
Заключение правообладателями соглашения рассматривается в Законопроекте как наиболее типичное основание выделения долей в праве. Такое соглашение должно включать условие о порядке принятия правообладателями решений о распоряжении исключительным правом, о порядке выхода правообладателя из состава обладателей исключительного права и иные условия, указанные в других главах раздела VII ГК РФ. Вместе с тем данные условия не считаются существенными, поэтому их отсутствие в конкретном соглашении не влечет признания такого соглашения незаключенным. Если соответствующее условие в соглашении отсутствует, то будут действовать общие положения, которые установлены для таких случаев в статье 1229 ГК РФ или иных статьях Кодекса, посвященных совместному обладанию исключительным правом (аналогичный порядок установлен в статье 1235 ГК РФ о лицензионном договоре).
Так, при отсутствии в соглашении условия о порядке принятия правообладателями решений о распоряжении исключительным правом правообладатель будет вправе распоряжаться своей долей в исключительном праве (отчуждать его, передавать в залог и т.п.) только с согласия всех остальных правообладателей. А при отсутствии соглашения о порядке выхода правообладателя из состава обладателей исключительного права каждое из лиц, совместно обладающих исключительным правом, вправе отказаться от исключительного права в пользу остальных правообладателей. В этом случае определяются доли в исключительном праве, и такое лицо безвозмездно передает свою долю всем остальным правообладателям пропорционально их долям.
Аналогичным образом и в положениях других глав предусмотрено то, каким образом должна разрешаться спорная ситуация, при отсутствии соглашения правообладателей о порядке ее разрешения. Например, в новом пункте 6 статьи 1348 ГК РФ предлагается установить, что в случае, если кто-либо из соавторов-патентообладателей выражает желание досрочно прекратить действие патента, но остальные патентообладатели с ним не согласны, такой патентообладатель вправе отказаться от исключительного права. В этом случае его доля в исключительном праве безвозмездно переходит ко всем остальным патентообладателям пропорционально их долям, он прекращает участие в расходах на поддержание патента в силе, но сохраняет право на дальнейшее безвозмездное использование запатентованного решения без расширения объема такого использования.
Все подобные правила действуют постольку, поскольку законом или соглашением правообладателей не предусмотрено иное.
Таким образом, единственным обстоятельством, несоблюдение которого влечет недействительность соглашения, в Законопроекте признается несоблюдение его письменной формы, что прямо закрепляется в пункте 3.1 статьи 1229 ГК РФ.
При отсутствии соглашения о выделении долей в исключительном праве доли в праве признаются не выделенными, продолжают действовать общие правила совместного обладания исключительным правом.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом требуется государственная регистрация исключительного права, выделение долей в таком праве, а также действия, направленные на распоряжение такими долями, тоже должны быть зарегистрированы. В связи с этим Законопроект предусматривает, что запись о наличии долей в исключительном праве вносится в соответствующий государственный реестр. При отсутствии сведений о выделении долей в государственном реестре доли будут считаться не выделенными.
Законопроект не предусматривает в качестве общего правила возможности выделения долей в праве, принадлежащем одному правообладателю. Это связано с тем, что для исключительного права, принадлежащего автору произведения, такой вариант неприемлем, поскольку право всегда первоначально возникает у автора и не может быть разделено им с другим лицом. Сообладание таким правом может возникнуть только в случае отчуждения или иного перехода права в полном объеме к другим лицам (например, при его наследовании или отчуждении). Разделение права на доли, таким образом, допустимо только для таких последующих правообладателей.
Вместе с тем для патентных прав и других исключительных прав, признаваемых на основании государственной регистрации, возможность получения патента совместно автором и иным лицом (например, его работодателем) существует и сейчас, поэтому постановка вопроса о возможности выделения долей в таком исключительном праве даже одним патентообладателем представляется допустимой. В связи с этим предлагается закрепить в новом пункте 6 статьи 1358 ГК РФ право патентообладателя выделить долю в составе принадлежащего ему единолично исключительного права для целей распоряжения ею (отчуждения другому лицу). При этом в соглашении патентообладателя с приобретателем доли должны быть определены условия распоряжения правом, и в государственный реестр изобретений, полезных моделей или промышленных образцов должна быть внесена запись об образовании долей в исключительном праве, в противном случае доли будут считаться невыделенными.
В Законопроекте предлагается допустить возможность совместного обладания исключительным правом на товарный знак и выделения в этом праве долей. Вместе с тем, учитывая специфику товарного знака как объекта интеллектуальных прав, предлагается установить ограничения совместного обладания таким исключительным правом, образования в нем долей, а также перехода доли в исключительном праве на товарный знак (в том числе в результате отчуждения или обращения взыскания) и использования товарного знака каждым из правообладателей по собственному усмотрению. Все эти действия не должны допускаться, если это может явиться причиной введения в заблуждение потребителей относительно товара или его изготовителя.
В Законопроекте наряду с порядком распределения доходов от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо от совместного распоряжения исключительным правом на такой результат или на такое средство, предусмотрен общий порядок распределения расходов правообладателей, производимых в общих интересах (в частности, расходов по оплате патентных пошлин): по общему правилу их следует распределять между всеми правообладателями в равных долях, а в случае выделения в исключительном праве долей - пропорционально таким долям. Иной порядок может быть предусмотрен законом или соглашением между правообладателями.
Законопроект, сохраняя действующее положение пункта 3 статьи 1229 ГК РФ о том, что каждый из правообладателей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, дополнительно предусматривает, что правообладатель обязан незамедлительно принять разумные и достаточные меры для уведомления остальных правообладателей о своих действиях (абзац 2 пункта 3.2 статьи 1229 ГК РФ). Если по требованию одного из правообладателей будут взысканы убытки или компенсация за нарушение исключительного права в полном объеме (то есть за нарушение в целом, а не в причитающейся данному правообладателю части), такой правообладатель обязан распределить полученное среди остальных правообладателей в равных долях, а в случае выделения в исключительном праве долей - пропорционально таким долям, если законом или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.
Положение о том, что споры между правообладателями, связанные с принадлежащим им совместно исключительным правом (в частности, о порядке использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, распоряжения исключительным правом, распределения доходов и расходов, а также о выделении долей в исключительном праве) подлежат разрешению в суде, включено в Законопроект в связи с тем, что на практике суды зачастую отказываются рассматривать подобные дела.
В Законопроекте сформулирован новый пункт 6 статьи 1229 ГК РФ, в котором в общем виде устанавливаются правила обращения взыскания как на исключительное право в целом, так и на долю в исключительном праве. Положения, которые ранее содержались в пункте 1 статьи 1284 и пункте 1 статьи 1319 ГК РФ и касались только авторов произведений и авторов исполнений (и их наследников), предлагается распространить на всех авторов в смысле пункта 1 статьи 1228 ГК РФ (и их наследников).
Кроме того, обращение взыскания на исключительное право или на долю в исключительном праве не допускается, если в ГК РФ предусмотрено, что не допускается отчуждение такого права (фирменные наименования, коллективные знаки, наименования мест происхождения товаров, географические указания, коммерческие обозначения), а также в иных случаях, когда Кодексом установлен запрет на обращение взыскания на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (например, секретные изобретения). Обращение взыскания на исключительное право или долю в исключительном праве допускается лишь при недостаточности любого иного имущества правообладателя для покрытия долгов.
В Законопроекте также предусмотрен порядок обращения взыскания на исключительное право, принадлежащее нескольким правообладателям совместно, или на долю в исключительном праве. В таких случаях кредитор вправе требовать выделения доли правообладателя в исключительном праве и/или отчуждения его доли остальным правообладателям по цене, соразмерной ее рыночной стоимости, с обращением вырученных средств на погашение долга. В случае, если ни один из правообладателей не приобретет такую долю, кредитор вправе в судебном порядке требовать обращения взыскания на долю должника в исключительном праве путем ее продажи с публичных торгов.
К другим важным изменениям, которые предлагаются в Проекте, можно отнести дополнение статьи 1232 ГК РФ пунктом 2.1, содержащим требование государственной регистрации выделения долей в исключительном праве, а также действий по распоряжению такими долями. Предлагается также включить в пункт 2 и пункт 2.1 этой статьи наряду с другими способами распоряжения исключительным правом (долей в праве) передачу в доверительное управление, поскольку доверительный управляющий наделяется достаточно широкими полномочиями по управлению имуществом (исключительным правом).
Изменение внесено также в статью 1234 ГК РФ с целью распространения правил, касающихся договора об отчуждении исключительного права, на договор об отчуждении доли в исключительном праве.
Изменения в пункте 2 статьи 1283 ГК РФ, посвященном прекращению исключительного права в случаях, предусмотренных статьей 1151 ГК РФ, обусловлены тем, что в случае выделения долей в исключительном праве, обладание исключительным правом на произведение даже при нераздельном соавторстве становится похоже на раздельное соавторство, тогда как действующая редакция данного пункта строится как раз на противопоставлении случаев раздельного и нераздельного соавторства. В связи с этим в новой редакции предлагается установить, что в случае смерти одного из соавторов его исключительное право прекращается в отношении созданной им части произведения, имеющей самостоятельное значение, а в отношении произведения в целом доля умершего автора в исключительном праве переходит ко всем пережившим соавторам в равных долях.
Поскольку в целом ряде глав, посвященных конкретным видам результатов интеллектуальной деятельности, есть нормы, касающиеся соавторов и их совместного обладания исключительным правом (а в отношении патентных прав есть также специальная норма о сопатентообладателях), то Законопроект вносит в них соответствующие изменения с учетом специфики конкретных видов результатов интеллектуальной деятельности (статьи 1258, 1314, 1348 и 1358, 1411 и 1451 ГК РФ).
Так, в пункте 3 статьи 1348 ГК РФ предлагается закрепить, что соглашением соавторов-патентообладателей может быть предусмотрено право каждого из них по своему усмотрению предоставлять право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца третьим лицам на условиях простой (неисключительной) лицензии. В этом случае соглашением патентообладателей может быть предусмотрен порядок осуществления их взаимных расчетов в целях распределения доходов в соответствии с установленными долями. Данный порядок распоряжения правами и распределения расходов может быть удобен соавторам-патентообладателям, если каждый из них собирается активно участвовать в использовании запатентованного результата или, напротив, если они имеют неравные возможности для его использования.
Правило пункта 3 статьи 1348 ГК РФ, равно как и другие специальные положения, содержащиеся в этой статье, распространяются также на соавторов селекционных достижений, а также иных лиц, совместно обладающих исключительным правом на селекционное достижение (пункт 3 статьи 1411 ГК РФ).
В пункте 4 статьи 1348 ГК РФ предусматривается, что распоряжение правом на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец осуществляется только с согласия каждого соавтора. Такое же правило устанавливается в абзаце втором пункта 3 статьи 1451 ГК РФ в отношении распоряжения правом на получение свидетельства о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы. Данные формулировки не предполагают возможности предусмотреть иной порядок в соглашении сторон в связи с тем, что только таким образом в подобных случаях могут быть обеспечены гарантии защиты интересов всех соавторов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация решений, предлагаемых законопроектом, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
1. Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 N 1416 "О государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на них без договора";
2. постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 941 "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на географическое указание, наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора";
3. приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.02.2023 N 107 "О государственной регистрации изобретений";
4. приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2015 N 701 "Об утверждении правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации полезных моделей, и их форм, требований к документам заявки на выдачу патента на полезную модель, состава сведений о выдаче патента на полезную модель, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, состава сведений, указываемых в форме патента на полезную модель, формы патента на полезную модель";
5. приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2015 N 695 "Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации промышленных образцов, и их форм, Требований к документам заявки на выдачу патента на промышленный образец, Состава сведений о выдаче патента на промышленный образец, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Состава сведений, указываемых в форме патента на промышленный образец, формы патента на промышленный образец";
6. приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 "Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак";
7. приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.07.2020 N 398 "Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации географического указания и (или) предоставлению исключительного права на такое географическое указание и государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) предоставлению исключительного права на такое наименование, требований к ним, а также Перечня сведений, указываемых в свидетельствах об исключительном праве на географическое указание, на наименование места происхождения товара, и форм таких свидетельств".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" повлечет увеличение расходов федерального бюджета в объеме 25 миллионов рублей на мероприятия по модификации программного обеспечения для предоставления государственных услуг Федеральной службой по интеллектуальной собственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.