Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 480923-8 "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - законопроект) подготовлен в целях усиления безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) от актов незаконного вмешательства, совершаемых при помощи беспилотных аппаратов, и наделения работников частных охранных организаций правом противодействия беспилотным аппаратам в отношении тех объектов ТЭК, которые имеют категорию опасности в зависимости от потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий.
В настоящее время правом пресечения функционирования беспилотных воздушных, подводных и надводных судов и аппаратов, беспилотных транспортных средств и иных автоматизированных беспилотных комплексов (далее - беспилотные аппараты), в том числе для целей защиты охраняемых объектов, наделены:
сотрудники Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации;
работники ведомственной охраны (в части ТЭК только три организации имеют ведомственную охрану - ПАО "Газпром", ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Транснефть").
При этом ведомственные охраны субъектов ТЭК могут осуществлять физическую защиту исключительно объектов ТЭК, принадлежащих таким субъектам, а войска национальной гвардии обеспечивают охрану лишь тех объектов ТЭК, которые включены в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 928-р, далее - перечень). Часть объектов охраняется ФГУП "Охрана" Росгвардии.
Вместе с тем физическую защиту более 80% объектов ТЭК в настоящее время обеспечивают частные охранные организации, в том числе "корпоративные", создаваемые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ).
Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 440-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 440-ФЗ) также внесены изменения в Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", наделяющие частных охранников, работающих по трудовому договору с частной охранной организацией, оказывающей охранную услугу по охране объектов в отношении которых Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, правом пресекать функционирование беспилотных аппаратов.
Однако в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса.
В свою очередь требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ).
Таким образом, Законом N 440-ФЗ частные охранники, обеспечивающие физическую защиту объектов ТЭК, правом на пресечение функционирования беспилотных аппаратов в настоящий момент не наделены.
Вместе с тем только за первое полугодие 2023 года в отношении объектов ТЭК зафиксировано более 45 актов незаконного вмешательства (диверсионно-террористических актов) с использованием беспилотных аппаратов (по уведомлениям субъектов ТЭК в порядке, установленном Правилами информирования субъектами топливно-энергетического комплекса об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2013 N 861).
В связи с этим законопроектом предлагается наделить работников частных охранных организаций, обеспечивающих физическую защиту объектов ТЭК, правом противодействия беспилотным аппаратам.
Законопроектом предусматривается дополнение Закона N 256-ФЗ новой статьей 6.1, положения которой наделяют подразделения и (или) организации, указанные в части 4 статьи 9 Закона N 256-ФЗ, правом пресекать функционирование беспилотных аппаратов в целях защиты объектов ТЭК, которым присвоена соответствующая категория опасности, а также лиц, находящихся на этих объектах.
Проектируемыми нормами статьи 6.1 предусматривается ограничение права частных охранников на осуществление указанной деятельности путем предоставления такого права исключительно в целях защиты категорированных по степени потенциальной опасности в установленном порядке объектов ТЭК.
В целях синхронизации проектируемых норм с действующим законодательством законопроектом предусматривается, что реализация военнослужащими войск национальной гвардии, сотрудниками военизированных и сторожевых подразделений ФГУП "Охрана" Росгвардии, осуществляющими охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности, и работниками ведомственной охраны предоставленного им права на пресечение функционирования беспилотных аппаратов осуществляется с учетом особенностей, установленных федеральными законами от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" и от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране". Предусмотрено внесение корреспондирующих изменений в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Законопроектом также предлагается внести изменения в понятие зоны безопасности объекта ТЭК, согласно которым пространственные пределы таких зон будут включать в себя воздушное пространство над территорией или акваторией вокруг определяемого Правительством Российской Федерации отдельного объекта ТЭК.
Указанные изменения вносятся в целях реализации отдельных поручений Правительства Российской Федерации и синхронизации понятия "зона безопасности", установленного законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК и о транспортной безопасности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" не повлечет дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.